Реферат: Мамин-Сибиряк Д.Н.

Реферат: Мамин-Сибиряк Д.Н.

РЕФЕРАТ

по истории

Тема: «Мамин-Сибиряк Д.Н.»

Группа 306

Выполнила: Степанова И.В.

Красноуральск

2000 г.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 - 1912)

Родился в Верхотурском уезде Пермской губернии. Учился на ветеринарном

факультете Медико-хирургической академии (1872-76) и на юридическом

факультете Петербургского университета (1876-77).

В 1877 прервал учебу и уехал на Урал. Вернулся в Петербург в 1891 известным

писателем: романы "Приваловские миллионы"(1883), "Горное гнездо"(1884) и др.

Заведовал отделом художественной литературы в журнале "Мир божий". Жил в

Петербурге (1891-93; 1908-12), в Царском Селе (1894-99, 1902-1908) и в

Павловске.

Умер в Петербурге. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской

лавры. В 1956 прах и памятник перенесены на Волковское православное кладбище

(Литераторские мостки, площадка писателей).

В творчестве Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852 - 1912) исследователи

обычно выделяют два основные "тематические русла": тему интеллигенции и

"уральскую летопись". Тем не менее авторы "Очерков русской литературы Сибири"

впервые ставят вопрос о своеобразии сибирской темы в художественной

интерпретации писателя. При этом они замечают : "Мамин считал себя

"сибиряком", так как родился в Висимо-Шайтанском заводском поселке,

расположенном в Верхотурском уезде, а Верхотурье в начале восемнадцатого

столетия входило в состав Сибирской губернии. Важно и то, какой псевдоним

избирает для себя писатель - "Сибиряк".

Но есть и более значительные причины, вызывающие исследовательский интерес к

творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка с точки зрения раскрытия сибирской темы. С

одной стороны, в его романах, рассказах и повестях возникает образ Сибири как

географического, природного, социально-экономического пространства. Его

отличает особый нравственный уклад жизни: так в романе "Хлеб"(1895) действие

часто происходит в городе Тюмени - центре пароходостроительства, на сибирских

реках Иртыше, Туре, Тоболе; в Западную Сибирь отправляются герои романа "Без

названия"; в рассказах "Зимовье на Студеной", "Старый шайтан" и других

повествуется об обычаях и образе жизни вогулов и т.п. С другой стороны, в

творчестве этого писателя, может быть, впервые в русской литературе

складывается "живой образ края". Не случайно, объясняя особенности романного

мышления Д.Н.Мамина-Сибиряка, Н.И. Пруцков пишет о том, что автору удается

"роман о целом крае, о потоке жизни".

Интересно, что сам Мамин говорил о себе как о художнике "еще нарождающегося

отдела беллетристики - областного" (1886). И потому, может быть, для Михаила

Пришвина Д.Н. Мамин и его творчество ассоциируются с национальным чувством,

родиной: "Не надо гоняться за Александром Невским или выкапывать "Слово о

полку Игореве". Достаточно развернуть любую книгу Мамина, понять - и родина

будет открыта. Современники не поняли Мамина потому, что в любой его книге

культура Отца - Патрио-тизм" .

"Открытие родины" у Мамина, несомненно, происходит и на уровне изображения

мира природы. Тем более , что понятие это для писателя - одно из важнейших,

так как включает в себя не только представление о гармонии и красоте , но и

выступает в качестве "конфликтного" по отношению к миру человека явления.

Вряд ли можно согласиться с авторами работы "Сибирская тема в творчестве

Д.Н.Мамина-Сибиряка", которые рассматривают роман писателя "Хлеб" вне его

сибирской конкретики, совсем не упоминают о романе "Без названия", рассказе

"Зимовье на Студеной" и т.д.

Олицетворением Сибири в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Без названия"(1894)

становится образ Ермака. Мотив пути, реализующийся в путешествии Окоемова

сначала в уральские, а потом и сибирские земли перекликается с мотивом

"покорения Сибири" Ермаком. На это указывает и напряженный поиск заглавия к

роману. Мамин перечеркивает в "Записных книжках" названия "Богатырь" и "На

Восток", желая избежать в этом случае слишком явных аналогий. И тогда роман

получает необычный заголовок - "Без названия", а мотив "покорения новых

земель" воплощается в имени Окоемова - Василий Тимофеевич- тезки Ермака.

Вопрос об историческом имени Ермака до сих пор вызывает споры среди

исследователей. Из пяти существующих вариантов Мамин-Сибиряк выбирает имя

Василий, и в его очерке "Покорение Сибири" Ермак назван Василием Тимофеевичем

.

Подобно Ермаку, Василий Окоемов отправляется в Сибирь с целью завоевания

новых земель. После поездки в Америку Окоемов решает доказать миру, что и

русский интеллигент ("лишний" человек) способен в деятельности реализовать

свой высокий нравственный потенциал. Тема освоения новых земель в романе

переплетается с темой пробуждения личности.

В героях Мамина-Сибиряка "растворены" и "действуют" самые разные начала:

социальный, исторический, природный, национальный миры. Интересный прием

использует писатель в романе "Без названия". Путешествуя по России, его герои

"наблюдают" портреты русских лиц, встречающихся им. Воссоздавая эти портреты,

автор отмечает проявляющиеся черты нации : русской, башкирской и т.д.; и

черты жителей конкретного края: Урала, Сибири, Центральной России: "Начали

попадаться типичные сибирские физиономии - скуластые, ширококостные,

узкоглазые. Окоемов про себя любовался этими квадратными лицами, окладистыми

бородами, недоверчиво-упрямыми взглядами - все говорило о сибирском упрямстве

и промысловой хитрости. Это были отдаленные потомки новгородских

землепроходцев. Сказывалась страшная боевая закваска, унаследованная, может

быть, еще от разбойничьих шаек новгородской вольницы". Как видим, в сибиряке

"говорят" Восток и Запад. Кровосмешение народов Востока и новгородской

вольницы и породило такое понятие, как сибирский характер. Склад мышления

сибиряка, отношение его к "пришлым" во многом обусловлено историческими

причинами : "Это была какая-то органическая сибирская подозрительность,

воспитанная тяжелым опытом невольных сношений с ссыльными бродягами и вообще

с подозрительными людьми, которых европейская Россия так охотно отдает Сибири

в течение нескольких сот лет" ( Т. 5 ,с. 389).

Писатель отмечает последствия освоения Сибири как результат создания из нее

края ссылки и каторги. В произведении изменяется содержание понятия

"пришлый". Сибирь, в представлении Мамина, теперь такое же укорененное место,

как и центр России. А потому пришельцем является не сибиряк, а, напротив, сам

"завоеватель". "Авторский взгляд" совпадает не с точкой зрения "коренного

россиянина", а сибиряка.

В романе постоянно подчеркивается противопоставление жизни центра России -

Москвы - и новых уральских и сибирских земель, с их подлинной "нравственной

неизжитостью". В центре России вырождается и человек , и земля: "Все было так

бедно, убого и жалко. Оживляли картину только белые церкви, стоявшие среди

этой равнины, да несколько фабрик. Поезд мчался по фабричной области, по

московскому суглинку. И ехавшая в вагоне публика была такая же серая и

убогая, как ландшафт - фабричные, кустари, разные "услужающие". ( Т. 5

,с.292-293) Гармония человека и природы, еще сохранившаяся в Сибири, способна

исцелять, как это и происходит с героями романа, ибо (с позиции Мамина)

родовые черты Руси также более присущи природному человеку сибирской

глубинки: "Только привольный край мог создать такое население", или,

например, об одном из персонажей: "Да, это спал здоровый сибирский человек,

не знавший, что такое нервы"( Т. 5 ,с.357).

Контраст двух пространств России проявляется и на уроне мотива "другого":

"Весь уклад сибирской жизни был другой, и деревня другая, и мужик другой, и

по-другому все думали. Взять хоть тех же сибирских людей, как отец Аркадий,

или Утлых, - за ними стоял целый исторический период, придававший свою

окраску... Новый край, с его несметными сокровищами, просто пугал Окоемова"

(Т. 5, 359).

Сила сибирской земли проецируется на человека, это замечают москвичи,

отправившиеся осваивать новые земли. "Другое" мыслится в романе как "чужое",

не случайно "новый край" пугает Окоемова. Оговоримся попутно, что в тексте

художественного произведения концепция, логический тезис и т.д., тем более

если они принадлежат тому или иному персонажу, не всегда разделяемы автором.

Кроме того, роман - вовсе не публицистическая статья, в которой суждение

равно самому себе. Но произведение Мамина-Сибиряка " Без названия" написано в

форме романа -трактата, Окоемов выступает в роли "персонажа от автора".

Именно ему автор часто "доверяет" свои мысли.

В романе намеренно "сталкиваются", вступают в своеобразный поединок герой -

предприниматель, необычайно активный человек (Окоемов), который о себе

заявляет: "Я поклонник силы, личной энергии," призванный "открывать новые

пути промышленности "(Т. 5, с.381); - и сибирская земля, в которой "слишком

уж много благоприятных условий для деятельности"(Т. 5, с.359). Этот

своеобразный конфликт - состязание "земли" и человека позволяет автору

показать процесс воздействия человека на землю и, обратный, - земли на

человека.

Природа Сибири в произведении - совершенно иная, в ней чувствуется мощь,

сила, она всегда остается "вечно юной": " Сибирский кедр - это могучее дерево

стояло такое зеленое, пышное, красивое неувядающей красотой... такая

нетронутая глушь"(Т.5, с.318-319).

Человек бросает вызов земле (Окоемов и другие), присваивая себе ее сокровища,

заставляя "работать на себя". И постепенно артельщики привыкают к новому

месту, обживают его. Основная задача, которую ставит перед собой герой, -

доказать, что русский человек способен из созерцателя превратиться в деятеля,

-оказывается вполне разрешимой. И к концу романа персонажи романа обретают

ощущение дома : "Каждый начинал чувствовать себя д о м а - это великое

чувство, которое дает смысл жизни". Сибирская земля принимает изгнанников.

Но человек не в силах сегодня "исчерпать" судьбу Сибири, полностью освоить

эти земли. Размышляя об этом, Василий Окоемов замечает: "Вся Сибирь в

будущем. И даже страшно подумать об этом будущем. Настолько оно грандиозно,

начиная с неисчерпаемых сибирских сокровищ... И мы с вами являемся своего

рода пионерами, хотя и с очень скромной задачей. Грандиозные дела не делаются

вдруг..." (Т. 5, с.317)

Теперь уже россиянин осознает необходимость приобщиться к сибирской земле и

природе: он ищет признания этой новой земли. Жизнь героя заканчивается в

романе трагически: он умирает от застарелой болезни сердца. Герой не рожден

на сибирской земле, следовательно, и не обладает ее жизненной силой. Да и

одной человеческой жизни недостаточно для столь великого дела, доступного

лишь "особенному сибирскому народу". Дело Окоемова продолжит его сын Василий,

в котором есть сибирская кровь (жена Окоемова - сибирская раскольница). Так,

явственным в тексте становится мотив единства коренной и сибирской Руси.

Символична в романе картина смены времен года, когда зима с трудом уступает

дорогу весне. Долго и трудно привыкали люди к необжитому месту, также

медленно менялось их настроение, отношение к "общему делу". Утверждение

повествователя : "Хозяйственное колесо разом повернулось" - раскрывается в

метафорическом описании весеннего половодья: " Зима держалась крепко, и

первые темные дни сменились "отзимьем", то есть новым снегом... Последнее

приводило всех в молчаливое отчаяние... Но вся картина быстро изменилась,

когда "тронулась" вешняя вода и сугробы сибирского снега таяли с

поразительной быстротой... Целые караваны вольной птицы потянулись к далекому

милому северу... "(Т. 5, с.430). Мотив преображения связывается в

произведении не только с образом природы ( еще нет расцвета, а есть

пробуждение), но и судьбой человека. И в этом смысле можно говорить о

новизне, своеобразии трактовки темы человек и природа Д.Н.Маминым -Сибиряком.

Одновременно в романе предстает и традиционный миф о Сибири - сказочном

месте, крае изобилия: "Какой случай вышел однажды... Есть тут недалеко от

Тюмени завод Успенский. Ну, там до воли была каторга и казенный винокуренный

каторжный завод ... Только однажды по весне и прорви плотину, значит, в

половодье. Что бы вы думали, они сделали, то есть начальство?... Земля то еще

не успела оттаять, так что чинить прорыв долго, а вода из заводского пруда

уйдет. Подумало-подумало каторжное начальство, прикинуло в уме и велело

забучить провал пшеницею из своих складов. Факт... Оно вышло дешевле и

скорее, чем мерзлую землю добывать. Вот какое время бывало... Рассказывать,

так не поверят." (Т. 5, с.356-357).

Устный рассказ-предание имеет свой традиционный зачин: "Какой случай вышел

однажды", и концовку - "выход" из истории: "Рассказывать, так не поверят".

Заметим, что в данном случае обе легенды, обычно друг другу противостоящие в

русской литературе ХУ111-Х1Х веков, присутствуют в тексте: Сибирь как место

ссылки и каторги и Сибирь- фантастический край сокровищ.

В романе Мамина "Хлеб"(1895), как правило, картины природы "увидены" глазами

главного героя - Галактиона Колобова, реже - его отцом или Ечкиным. Даже

когда описание природы дано повествователем, "голос" его, оформление "слова"

эмоционально восходит к излюбленной лексике героя. В природе Галактион

различает близкое, родственное себе начало: "Вот это так место! - проговорил

Галактион... Действительно, картина была замечательная. Глубокий Тобол шел по

степи "в трубе", точно нарочно прорытой канаве... А я бы так не ушел отсюда ,

- думал он вслух, любуясь местом. - Ведь что только можно здесь сделать.

Отсюда во все стороны дорога: под Семипалатинск, в степь , на Обь к рыбным

промыслам. Работы хватит!", "Галактион смотрел на Тобол с чувством

собственности, как на лошадь-новокупку" (Т. 6, 271).

Герой любуется тем, что намерен использовать, превратить в деньги. Заметим,

что герои русского романа Х1Х века природой любовались по - другому, без

намерения обратить красоту природы "в пользу и выгоду". "Взгляд" на природу

персонажа романа Мамина позволяет обнаружить в нем черты нового героя

времени: практика, деятеля, хозяина.

В романе Мамина-Сибиряка Тюмень предстает как город на великом сибирском

пути, как символ пространства, на которое должна быть направлена огромная

"преобразующая сила". Именно здесь Галактион встречается с другой

"преобразующей края силой" - Ечкиным, выслушивает его планы, здесь, едва ли

не впервые за всю историю их любви, Харитина и Галактион ( оба -яркие,

сильные натуры) чувствуют взаимопонимание, разделяют взгляды друг друга.

Интересно, что историческое выдвижение Тюмени, ее быстрое промышленное

развитие по сравнению со столицей Сибири - Тобольском - было замечено еще

этнографом и писателем С.В. Максимовым в статье "Лесные города". В 1881 году

он пишет: "Здесь в 1587 году основан был Тобольск, "царствующий град" всей

Сибири, к настоящему времени и в свою очередь успевший вместе с Верхотурьем

также захудать по закону всех северных городов в пользу южных (Тюмени, Омска,

Томска)".

Чувства и мысли Колобова раскрывает сцена ожидания навигации и картина

бурного весеннего вскрытия реки Туры . По традиции "снежная зима", "скованные

льдом реки" передают ощущение сна, статики , полного отсутствия движения.

Сибирь - далекое место, не развитое в промышленном отношении,

противопоставляется центральной России. В романе "Хлеб" в отличие от "Без

названия" мотив противопоставления получает иную интерпретацию : "В

"коренной" России благодаря громадной сети железных дорог давно уже исчезла

зависимость от времен года, а в Сибири эта зависимость сохранилась еще в

полной силе. Весной это особенно чувствовалось, когда замирал сибирский

тракт..."(Т.6, с. 321)

Становится очевидной прямая зависимость человека от природы в том месте, где

следы цивилизации менее заметны. Образ человека - творца, деятеля необычайно

привлекает автора: "В Тюмени он (Галактион) кстати захватил первый груз,

который застрял там из-за распутицы и пролежал бы долго, пока просохнут

дороги. Это было доказательство его права на существование" (Т. 6, с.289).

Как и в романе "Без названия", в этом произведении Мамина обращает на себя

внимание мотив "создания нового места". Человек посягает на роль

"завоевателя" земли , в которой скрыта великая сила: герой романа призван

стать "ее освободителем". Галактион Колобов старается обрести независимость

от природы, стать полноправным хозяином земли.

Но ключевым в тексте романа оказывается мотив "перекрестка", "истока великого

пути". Тюмень олицетворяет Сибирь: важны ее пространственное положение -

"ворота Сибири" ( мотив во многом традиционный для литературы 18-19 вв),

"отворяющие" водную дорогу и сибирский тракт, а чуть позднее и "чугунку"; и

временное - "первый русский город Сибири". Наконец, значение города как

хозяйственного и экономического центра, так и места ссылки, изгнания, создают

в представлении Мамина образ "особого пространства", где сходятся прежде

всего "концы" и "начала" истории. Образ этот многолик и каждый раз

раскрывается в романе перед читателем с новой стороны.

Любимым приемом, можно сказать, своего рода каноническим стилевым оборотом,

позволяющим автору утвердить "типичное", сложившееся в жизни края, становятся

сравнения: "как все сибирские реки", "как и в других домах сибиряков", "по

сибирскому обычаю", "как положено сибирской заповедью" и т.д. Обращает на

себя внимание то , что тем самым автор придает образу Сибири единство,

отмечает своеобразие устройства бытия на сибирский манер. Писатель

подчеркивает, что люди поступают так, а не иначе, потому что таков уклад

жизни их дедов, а все они вместе - его и создают.

Мотивы "перекрестка" и "устоев", казалось бы, взаимоисключают друг друга, как

дом и дорога, статика и движение; тем не менее, переплетаясь, они и помогают

воссоздать сложный образ города , да и всего края в целом. Это состояние мира

перед "вскрытием" бурной реки, когда вода тиха и покойна под белым настом, но

вот еще мгновение - и все стронется с места, забурлит и понесется. Удастся ли

остановить? И что будет при этом с человеком?

Метафорическая картина весеннего половодья в произведении, символика

промышленного пробуждения края в произведении Мамина -Сибиряка заслуживают

внимания. Сопоставление с этой точки зрения двух избранных нами романов

позволяет понять, что мотивы "перекрестка", "устоев" - своеобразные

лейтмотивы в творчестве писателя. Они проецируются на конфликт произведения,

организуют его , и во многом обусловливают трагический финал.

Герой романа - Галактион Колобов, подобно Окоемову ("Без названия"), вступает

в состязание с землей, пытается пробудить в ней дремлющие силы. И это ему

удается: он становится известным пароходовладельцем, одним из самых уважаемых

и богатых людей в Заполье. Мечта самоосуществления, казалось бы, сбылась. Тем

не менее в конце романа Галактион кончает жизнь самоубийством. Исследователи

произведения спорят, пытаясь разгадать авторский замысел. Часто они приводят

в качестве причины самоубийства героя "злую волю" писателя , который просто

"не знает, что дальше делать с героем": персонаж до конца исчерпывает себя в

романе и потому должен удалиться со сцены.

Образ Галактиона более всего "созвучен" в романе сибирской реке: ее бурный

"темперамент" сродни характеру персонажа. Не случайно чаще всего герой

размышляет о своих планах, глядя на реку (Ключевую, Тобол, Туру и др.).

Водная стихия побуждает его на поступок. Вспомним, как долго ожидает

Галактион открытия навигации в Тюмени. Но саму картину весеннего паводка

герою увидеть не дано. Ночью, когда Колобов спит, страшный шум вскрывшейся

реки слышит Харитина: "Слышалось шипение, треск и такой звук, точно по сухой

траве ползла какая-то громадная змея...сделалось страшно до слез..."(Т. 6,

395)

Конечно, героиня интуитивно предвидит трагический конец возлюбленного, и

сцена как бы "готовит" к нему читателя. Но, с другой стороны, ее функция в

повествовании шире: природа оказывается сильнее человека. И не только земля,

ее стихия, противостоят личности, но и та природа , которая "говорит " в

самом человеке. Становясь промышленником, бросая вызов обществу и

собственному роду, Галактион разрушает в себе какие-то нравственные основы:

этические, религиозные "устои".

Человек не может полностью быть уподоблен природе, вдруг измениться, стать

полностью другим. Романтическая любовь Галактиона к Устиньке, в отличие от

его любви - страсти к Харитине , - попытка вернуться к самому себе. Но и она

оказывается для героя невозможной. И следующим на пути "возвращения к себе"

станет самоубийство. В исследованиях, посвященных творчеству Мамина-Сибиряка,

неоднократно звучало утверждение , что писатель "воспринимает природу как

большое хозяйство", и "не случайно сравниваются природные явления и

деятельность человека" в его произведениях. 9 Но в том-то и дело, что такого

"сравнения" человек не выдерживает. И Галактион не может стать подобным реке,

все сокрушающей на своем пути: как человек он должен задумываться о

последствиях. Следовательно, с точки зрения Д.Н.Мамина-Сибиряка, человек и не

способен. и просто не должен вдруг становиться хозяином природы. Как и

природа, человек, в представлении писателя, "носит" в себе внутреннюю

конфликтность: "устои" и жажду деятельности, во многом сокрушительную для

мира. И как в природе, конфликтность эта в герое интересна и неизбежна, но и

трагична: с ней связаны и смерть, и обновление.

Литература:

1. Сибирская тема в творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка// Очерки русской

литературы Сибири. -Новосибирск, 1982, с.501.

    1. Пруцков Н.И. Русская литература и современность. -Л., 1965,

      с.32

    2. Пришвин М.М. Мы с тобой. По Дневнику 1940 года.//Дружба

      народов, 1990, № 6, с. 251.

    3. См.: Дергачев И.А. Д.Н.

      Мамин-Сибиряк. Личность. Творчество. 2-е доп. изд., Свердловск, 1981, с.

      58; Миночкина Л.И. Природа в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей

      // Седьмые Бирюковские чтения. Челябинск, 1987, с.-101-102.

    4. Очерки русской литературы Сибири. с.501-508.

    5. Тема завоевания Сибири

      в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка звучит и в "Сказании о сибирском хане,

      старом Кучуме" (1891), очерке "Покорение Сибири" и других.

    6. Здесь и далее ссылки на романы Д.Н. Мамина даны в тексте на основании

      издания: Мамин Сибиряк Д.Н. Полн. собр .соч. в 6-ти т. -Т. 5, 1981, с.

      316.- с указанием тома и страницы.

    7. Максимов С .В. Лесные города //

      На русской земле. -М., 1989, -с. 289.

    8. Груздев А.И. Д.Н.

      Мамин-Сибиряк. На пути к реализму. -Свердловск, 1963, с. 68.



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты