Реферат: Лев Карсавин

Реферат: Лев Карсавин

ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ

Лев Платонович Карсавин родился 1 декабря 1882г. в Санкт-Пе­тербурге. В 1901

г., после окончания гимназии, Л. Карсавин поступил на историко-филологический

факультет Санкт-Петербургского университета, где стал учеником известного

историка И. М. Гревса. В 1906 г., удостоенный золотой медали за дипломное

сочинение об эпо­хе падения Римской империи, Карсавин был оставлен на кафедре

об­щей истории для подготовки к преподавательской деятельности. В 1910г. он

сдал магистерские экзамены. В 1910—1912 гг. Карсавин получив командировку за

границу, работал в библиотеках Парижа, Рима, Генуи и Флоренции. В 1912 г.

была написана, а в 1913г. защищена магистерская диссертация "Очерки

религиозной жизни в Ита­лии в XII—XIII веках"; докторская диссертация "Основы

средневеко­вой религиозности в XII—XIII веках, преимущественно в Италии" была

опубликована в 1915 г. С 1913 г. Карсавин — профессор Историко-

филологического института. Интересы Карсавина тем временем все более

перемещались из исторической науки, из области медиевис­тики в сферы

философии и богословия, о чем свидетельствуют его сочинения: "Католичество"

(1918), "Saligia" (1919) и др. С 1918г. Карсавин был профессором

Петербургского университета, а с 1920 по 1921 г. — его ректором. Осенью 1922

г. вместе с другими деятелями науки и культуры его выслали из Советской

России на так называе­мом философском корабле. В первой половине 20-х годов в

Берлине были опубликованы превосходные работы Карсавина — "Диалоги",

"Джордано Бруно". "Философия истории" (1923), "О началах (Опыт христианской

метафизики)" (1925) и др.

С 1924 г. началось сближение Карсавина с евразийским движени­ем. Переехав в

Париж в 1926 г., он участвовал в работе издательства и газеты "Евразия" и так

называемого Евразийского семинара, публи­куя те свои социально-философские и

богословские сочинения, где воплощались главные идеи евразийства.

В 1928 г. Карсавин принял приглашение Каунасского университе­та. заняв

кафедру всеобщей истории. Освоив литовский язык, он чи­тал лекции по всеобщей

истории. В Литве вышли в свет важнейшие работы Карсавина — "О личности"

(1929), "Поэма о смерти" (1931). На литовском языке были написаны шеститомная

"Европейская исто­рия культуры" и статьи для Литовской энциклопедии. В 1949

г. Кар­савин был арестован и в 1950 г. сослан в лагерь Абезь (Коми АССР), где

20 июля 1952 г. умер от туберкулеза.

Л. Карсавин – один из самых значительных мыслителей русского религиозного

ренессанса XX в. В центре его исторических, богословских, философско-

исторических исследований – проблемы Абсолюта и личности.

ФИЛОСОФИЯ АБСОЛЮТА

Л. Карсавин, как было сказано, начал свою научную деятель как историк. Его

интересы были направлены на изучение ересей и монашества в Италии и на юге

Франции в XII—XII вв. И вместе с тем исследования давнего прошлого были

объединены в его творчестве с попытками осмыслить исторические формы

отношений между Россией и Европой. Востоком и Западом. Ереси не случайно так

интересовали Карсавина: они свидетельствовали о внутреннем обновлении

христианства, что соответствовало общей тенденции «религиозного обновления" в

русской культуре XX в. Ключом для раскрытия этой проблематики Карсавин

считал понимание Абсолютного. Все находится в связи с Абсолютом, независимо

от того, как мы его понимаем и интерпретируем... "В противном случае

Абсолютное не было бы абсолютным, и религия опустилась бы до

бессодержательной игры слов". Исследователи выделяют четыре этапа

интерпретации Абсолютного у Карсавина.

Первый этап: становление понимания Абсолютного, анализ его свойств и

определений, как они возникли в истории богословия. Характерны в связи с этим

первые философские работы Карсавина "Saligia" (1919), "Глубины сатанинские"

(1922), "Noctes Petropolitanae (Петербургские ночи)" (1922). Второй этап:

Карсавин применил свое понимание Абсолюта к индивидууму, социальным группам,

нации, культуре, человечеству и истории. Это время написания его важнейшей

работы "Философия истории" (1923).

Третий этап по времени пересекается со вторым. Карсавин уточняет понимание

Абсолютного, расширяя и распространяя его на мировую историю. Русская история

предстает как необходимое и ценное звено истории мировой. Основная работа

этого периода - "Восток Запад и русская идея" (1922). В 1925—1929 гг.

Карсавин пытался выделить именно евразийский элемент в русской истории,

признав его наиболее значимым.

Четвертый этап: попытки Карсавина применить интерпретацию Абсолютного для

онтологического понимания индивида и общества. Это означало метафизическое

углубление его философской системы и самого понимания Абсолютного. В этот

период были написаны лучшие произведения Карсавина — "О личности" (1922), "О

началах" (1925) и "Поэма о смерти" (1931).

Каковы главные идеи философии Абсолюта Карсавина?

В первой философской работе "Saligia" речь идет об абсолютности как свойстве

Бога в связи с другими его свойствами, например безусловностью. В этом же

сочинении появились темы, которые занимали Карсавина на протяжении всего его

творчества. Это анализ теизма и пантеизма. Философ отмежевывался от обоих

этих направлений, ибо считал, что они ограничивают, "умаляют" (карсавинский

термин) по­нимание Абсолюта. О теизме Карсавин писал: "Если Бог — существо

абсолютное... тварь, как нечто отличное от Бога. существовать не мо­жет...

Если же тварь существует как нечто отличное от Бога, тогда она и независима

от Бога, существуя в себе и через себя как самобы­тие". И она, таким образом,

умаляет абсолютность Бога. Итак, огра­ничения абсолютности Бога через

самобытие твари характеризует те­изм. Теистиеские культуры воплощают, по

мнению Карсавина, антро­поморфизм, т. е. преувеличение роли человеческого

начала. Усовер­шенствование земного обустройства, его институтов становится

само­целью. Разделение истины на божественную и земную порождает тео­рии

прогресса, релятивизм и индивидуализм. Человек объявляется самодостаточным,

что несет с собой опасную духовную тенденцию.

В пантеизме, напротив, человек понимается как подчиненный Богу элемент мира.

Но с этим связан другой тип умаления Абсолюта. "Если Бог абсолютен, а все — в

том числе и так называемое тварное — Бог, Бог не может быть абсолютным, ибо

тогда Он изменяется и развивается". Интерпретируя себя как "момент

божественного", человек как бы соглашается на свое несовершенство.

Пантеистические культуры, согласно Карсавину, скорее воплощают равнодушие к

земному устройству. Оба типа умаления Абсолютного преодолеваются

христиан­ством: история достигает полноты только в христианской культуре,

утверждает Карсавин. Ибо христианство преодолевает дуализм Бога и человека;

оно предлагает учение об Абсолютном, как бы превозмога­ющем разрыв между

Творцом и его творениями. Христианство созда­ет учение о мире, "идею

Боговочеловечения, Боговоплощения и ис­купления". "Христианство завершает

пантеизм и теизм".

Карсавин прослеживает путь идеи Бога как Абсолюта. В работе "Глубины

сатанинские" он показывает, какое значение для религиозно-философских учений

имела идея триединства. "Первоначало, ис­точник всего и в космологическом и

логическом смысле, едино по су­ществу. но тройственно в своих проявлениях,

или модусах. Это - "Неминуемый", "Отец всяческого", "Первый свет..." Правда,

впос­ледствии идея триединства приобрела иной вид: "Если человечество

призвано к единству по образу Божественной личности, то вся онтологическая

структура человека и мира вообще должна исходить из триединства". И если

Карсавин толкует здесь понятия "Бог" и "Абсолют" как синонимы, то позднее он

пользуется преимущественно понятием "Абсолют".

В основе понимания Абсолютного у Карсавина лежит критически

интерпретированная онтологическая концепция Всеединства. Метафизика

Всеединства была в центре философских систем многих русских мыслителей: А. С.

Хомяков, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков,

С.Л. Франк, Н.О. Лосский). Основная идея философии Всеединства Карсавина

состоит в обосновании божественности и многообразия, плюралистичности как

онтологического принципа целостного Вселенского и человеческого бытия.

«Абсолютное бытие.есть абсолютное совершенное Всеединство. Оно – всё, что

только существует, все и всяческое. И во всяческом, в каждом Оно все, ибо

всяческое не что иное. как его момент, в Нем полный и совершенный. Абсолютное

Всеединое не простая данность или совершенство. Оно и акт и потенция, оно

совершенное", — как говорил Николай Кузанский».

Обоснование плюралистичности Абсолюта как Всеединства всех его моментов

становится в философии истории Карсавина исходным пунктом для интерпретации

мировой истории. Существование различ­ных культур предстает как реализация

различных потенций Абсолю­та и подчеркивает их само- и равноценность.

Карсавин обращается в особенности к отношению между Востоком и Западом, между

восточ­ной и западной культурами. Россия для Карсавина есть прежде всего

часть христианского мира. Располагаясь между двумя культурными "фронтами" и

ориентируясь на Запад и Восток, Россия как раз и призвана решить задачу

объединения разнообразного, плюрального.

Единство должно осуществиться через воссоединение культур. Карсавин

формулирует задачу русской культуры следующим обра­зом: “Задача православной

культуры и универсальна, и индивидуаль­но-национальна. Эта культура должна

раскрыть, актуализировать, хранимые ею с VIII в. потенции, но раскрыть их

путем принятия актуализированного в западной культуре (в этом смысл

"европеизации") и восполнения этого принятого через свое. "Восполнение" — это

как раз национальная задача, без которой не бывает вселенской". Карса­вин

говорит о "самоотдаче" и "самоутверждении" как принципах реа­лизации

Всеединства. "Чтобы всецело принять и сделать собой чужое, надо перестать

быть самим собой, смириться и принести себя в жерт­ву. Однако для

воссоединения не менее необходимо выразить себя и все свое". Эти идеи

Карсавина стали как бы прологом к его сотруд­ничеству с евразийцами.

Сотрудничество это оказалось временным. Попытки Карсавина дать евразийству

идеологическую платформу выявили слабость его теоретических позиций, что, в

частности, было связано с прославлением "идеократии", т. е. единой

государственной |идеологии и даже "творческого, народного" характера русской

революции.

Самым ценным вкладом Карсавина в философию XX в. была его концепция личности,

тесно связанная с темой Абсолюта.

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ

Эпиграфом к философии личности Карсавина могут служить следующие слова из его

книги "О личности": "В совершенстве своем все сущее лично". Карсавин —

персоналист в философии и богословии. Его философско-исторические

представления также основываются на идее всеединого субъекта. Субъект

исторического развития — всеединое человечество, "человечество как конкретное

всевременное и всепространственное единство всех своих моментов, вплоть до

условно последней, до конкретного индивидуума». Конкретного индивида нельзя

определить однозначно. У него много сторон и определений, «качествований» по

выражению Карсавина. «Я осознаю себя и как данное качествование и как все

другие качествования в возможности, которая не есть отсутствие других

качествований, но особого рода их присутствие, или наличность, не простая

чистая возможность их появ­ления или моего становления ими, не отвлеченное

формальное их един­ство, но как бы "стяженное" их единство, конкретно-

реальное и в то же время не различенное и дифференцировавшееся». К этим

"качествованиям" относятся, в частности, психические состояния —

бодрство­вание, способность мыслить, печалиться, рефлексировать и т.д.

Bсединый субъект находится в непосредственной связи с Абсолютом, с идеальным.

"Душа наша — момент Абсолютного, она развертывается в себе самой,

развертывает Абсолютное, как себя самое. Но Абсолют­ное в ней стяженно".

Определив связь между всеединым субъектом и Абсолютом, Кар­савин вводит

понятие "индивидуальность", мысля выявить отношение между субъектом и

"другим". Отношение между двумя субъектами Карсавин рассматривает как

отношение "себя" к "другому", "чужо­му". И только через это отношение

возможно определить субъект в качестве индивидуума.

Личность ~ центральное понятие в философской системе Каре вина. На его

фундаменте выстраивается понимание социальных целостностей - семьи,

социальной группы, нации, культуры, человече­ства. Все эти социальные

целостности — единицы — представляют, по Карсавину, высшие личности. Индивид

конкретизирует "качествования" таких личностей в себе. Он является

индивидуализирующим моментом "высшей личности". "Частное всеединство во

всеединой душе не может существовать вне общего, т. е. вне качествований

высшей индивидуальности... во всеединой душе все моменты равнозначны и

равноценны и все одинаково полны и едины в ней».

Диалектика общего, особенного и единичного возникает не из ни­чего, а дана

"существованием всего во всем". Индивид свободен в выборе качествований. Их

он может лишь актуализировать, а не тво­рить. Итак, личность, можно понять

только лишь через ее отношение к высшей личности. Связь между индивидом и

высшей личностью фиксируется понятием "симфоническая личность". В концепции

лич­ности Карсавин снова возвращается к принципу Триединства. Но те­перь он

берется не столько как символ единства всего во всем, сколько как

динамический принцип с тройным диалектическим ритмом. Со­гласно формулировке

Карсавина, личность развертывается как "само­единство, саморазъединение,

самовоссоединение, именно в этом онтическом их порядке". Самоединство в

начале - неразъединенность всех определений, чистое единство как первый

способ бытия. Во втором способе бытия речь идет о множестве проявлений

моментов, кото­рые непрерывным потоком как бы выходят из первого и наделяют

его определениями. Эта насыщенность моментами впадает не в бездонное ничто, а

в третий способ бытия, в «самовоссоединении" опять обра­зует единство" (Г.

Веттер)».

Динамическую триединую структуру личности Карсавин накладывает на

христианское представление о человеке с его центральными понятиями любви и

жертвы. Вместе с тем его концепция личности – через тщательную проработку

темы смерти – приближается к экзистенциалистским трактовкам. Стремление из

себя к другому – своего рода отделение от себя, отъединение. Но «смерть

своего Я», добровольная его жертва – любовь – через принятие в себя чужого Я

- Есть и воссоединение со своим, Я-возрождение. Через самоотдачу и

воссоединение своего Я и принятия в себя другого Я, по Карсавину, происходит

совершенствование личности. Эта динамика включает элемент свободы субъекта.

Карсавин убедительно обосновывает свободную способность человека через

добровольное самоограничение включить в себя другое Я.

Подытожим главные идеи философии Л. Карсавина и его вклад в философскую

мысль XX в. Это:

· попытка предложить новую версию Абсолюта, прежде всего концепцию

онтологии, одновременно основанную на принципах множества, плюральности и

нерасторжимой целостности;

· толкование принципа троичности как непреходящей богословской и

философско-метафизической традиции, позволяющей на новом уровне культуры

осмыслить диалектику изначального «первоединства», его последующего

«саморазъединения» и необходимого «самовоссоединения»;

· использование принципа плюральности и цельности, их един­ства для

обоснования самоценности, уникальности и в то же время единства,

взаимозависимости культур, в том числе культур Запада и Востока;

· толкование судеб России и в контексте единых целей христиан­ской

культуры, и в плане уникальной евразийской единящей миссии российской

культуры;

· персоналистская теория, объединяющая основополагающий прин­цип

личности с идеей единого "личностного начала" везде и во всем:

непосредственно в мире человеческих индивидов и в социальном мире, где

достоинство личностного единства (симфонической личности) при­сваивается

семье, народу, человечеству как "всеединому, всепространственному и

всевременному субъекту", как способам проявления, актуализации "высшей

личности"



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты