Реферат: Крупская Надежда Константиновна

детей заключается в развертывании детской самодеятельности в этом направлении

(подвижные игры, спортивные состязания и т.д.). Вся методика пионерской

работы должна быть рассчитана, прежде всего, на развитие общественной

самодеятельности ребят.

Участие пионеров в коллективном общественно полезном труде удобнее всего

организовывать в маленьком коллективе – звене. По мере приобретения навыков

коллективной работы надо организовывать общую работу более крупных

коллективов.

Важно воспитывать у пионеров чувство ответственности за порученное дело и за

свои поступки. Нужно, чтобы каждый из них высоко ценил звание пионера.

Чувство ответственности формируется в результате растущего понимания

общественного долга. Оно побуждает к общественной активности. Способность к

героическому воспитывается в будничной работе и предполагает очень глубокое

осознание общественных интересов. Организуя общественно полезную работу

пионеров, важно правильно сочетать ее с учебой.

Для плодотворного сотрудничества школы с пионерской организацией педагогам

необходимо ясно представлять себе принципы пионерского движения, содержание и

формы работы юных пионеров, их отличие от методов учебной работы. Знание

основ пионерской работы – составной элемент педагогический подготовки

учителей. В свою очередь вожатые должны быть в курсе работы школы. Необходимо

развивать интерес вожатых к изучению педагогики в целях подготовки из их

среды резерва новых учителей, уже имевших опыт тесного контакта с детьми.

Учитель – единственный советчик вожатого, его старший товарищ и друг. У них –

единая задача. Учитель должен делиться с вожатым своим опытом, рассказывать

ему о своих наблюдениях над ребятами, высказывать свой соображения по поводу

организации работы с пионерами. «Задача учителя – помочь вожатому наладить,

возможно глубже, возможно целесообразнее свою работу», - говорила Н.К.

Крупская. Прямой долг учителя – помогать пионерской организации вовлекать в

сферу своего влияния всех школьников пионерского возраста. Для этого

пионерские дела должны обладать притягательной силой для всех детей, и

учитель может здесь во многом помочь своими знаниями, советом, своими личными

увлечениями в области науки, искусства и спорта.

Крупская о политехническом и трудовом обучении

В политехническом образовании Н.К. Крупская видела наиболее существенный

признак социалистической школы, путь к соединению обучения с производительным

трудом, средство сочетания теории с практикой и укрепления всесторонней связи

школы с жизнью.

Н.К. Крупская впервые начала разработку вопросов политехнизма как

педагогической проблемы. Но она никогда не ограничивалась только

педагогической стороной дела, никогда не считала политехнизм задачей только

работников просвещения, а неизменно рассматривала его как дело всего народа.

Н.К. Крупская рассматривала политехнизм как закономерность общественного

развития, обусловленную непрерывным техническим и социальным прогрессом. Из

анализа современных ей педагогических течений и практики школы в наиболее

развитых капиталистических странах следовало то, что объективные предпосылки

для политехнического образования, созданные техническим прогрессом,

невозможно реализовать в условиях господства буржуазии. Капитализм

несовместим с превращением рабочего во всесторонне развитую личность и

организация школьного дела в руках буржуазии направлена против интересов

рабочего класса.

Н.К. Крупская вновь подтвердила это пятнадцать лет спустя: «Развитие крупной

индустрии и для политехнизма, как и для всего социалистического

строительства, является предпосылкой необходимой, но недостаточной. При

капитализме развиваться политехнизм настоящим образом не может, хотя крупная

индустрия повелительно толкает образование на этот путь. капитализм не

совместим с превращением рабочего во всесторонне развитого человека,

подлинного хозяина производства. капитализм выхолащивает их политехнизма его

социалистическое нутро. Мы видим тут одно из тех внутренних противоречий,

которые обрекают капитализм на гибель». Политехническое образование –

предпосылка фактического осуществления этой новой социальной функции

рабочего. Вот почему при разработке новой программы партии в 1917 – 1919 гг.

требование всеобщего политехнического образования было выдвинуто Крупской в

качестве одного из необходимых социалистических преобразований в области

просвещения. Они рассматривали политехническую школу как конкретное

воплощение единой трудовой и обязательной для всех школы.

В программу партии, принятую на VIII съезде, вошло требование всеобщего

политехнического образования в формулировке Н.К. Крупской. В ней

подчеркивалось важность «тесной связи обучения с общественно-производительным

трудом». Исходя из ленинских положений, Н.К. Крупская писала, что

«политехническое воспитание – не только следствие прогресса техники, но и

орудие индустриализации. Политехническое воспитание должно быть поголовным,

массовым. Только при помощи масс, при их участии можно индустриализовать

страну».

Н.К. Крупская видела важнейшие задачи политехнического образования в этот

период в том, чтобы «заразить подрастающее поколение романтикой

социалистического хозяйственного строительства и дать ему возможность

примкнуть, в меру своих возможностей, к великой социалистической стройке и на

практике изучить разнообразные отрасли народного хозяйства». Политехническое

образование молодежи и взрослых во многом облегчит и ускорит овладение

высшими видами квалифицированного труда, расширит применение в народном

хозяйстве женского труда, будет содействовать подготовке рабочих кадров для

новых предприятий и новых отраслей народного хозяйства. Оно ускорит процесс

сближения умственного и физического труда, поможет привлечению в аппарат

управления рабочих с производства. Поголовное политехническое образование

подрастающего поколения – один из активных факторов уничтожения пережитков

старого классового общества.

Необходимо ознакомить специалистов народного хозяйства с вопросами

политехнизма, ибо от правильного понимания ими этих вопросов во многом

зависит успех всей работы по созданию трудовой школы.

В 1930 – 1931 гг. Н.К. Крупская участвовала в разработке проекта закона о

политехнизации школы и написала введение к нему, в котором изложила основные

принципиальные положения по этому вопросу.

Когда во второй половине 30-х годов возникли предложения отменить в школе

трудовое обучение, Н.К. Крупская энергично отстаивала принципы

политехнической школы. Н.К. Крупская рассматривала политехнизм не как особый

предмет преподавания, а как целостную систему знаний и навыков, органически

связанных с содержанием общего образования, трудового обучения и общественно-

политического воспитания.

«Задача политехнизма – вскрыть перед учащимися общие основы современной

техники, которые присущи всем ее отраслям, несмотря на все их многообразие.

Понимание этих основ делает понятным и то, какими путями пойдет дальнейшее

развитие техники. современную технику надо брать во всех ее

опосредствованиях, т.е. в связи с общими научными данными об овладении силами

природы. и в связи с вопросами организации труда и всей общественной жизни.

Все это должно даваться учащимся в самой простой форме – путем ознакомления в

теории и на практике с основными типичными процессами труда, в которых

учащиеся должны принимать непосредственное участие. Только связь

производительного труда с обучением поможет подрастающему поколению осмыслить

всю область народного хозяйства.

Н.К. Крупская особо подчеркивала значение политехнического образования для

перехода от менее квалифицированного труда к более квалифицированному, для

стирания существенных различий между физическим и умственным трудом.

Принцип политехнизма предусматривает изучение не только материально-

технической основы производства и его экономики. Не менее важно изучение

самого процесса труда, его правильной организации.

Составными частями политехнического образования и трудового воспитания Н.К.

Крупская считала: выработку широкого политехнического кругозора путем

правильного сочетания теории с практикой при изучении основ наук, соединение

обучения с производительным трудом, практическое обучение труду, труд по

самообслуживанию, охрану труда и здоровья детей, воспитание коммунистического

отношения к труду и изучение его научной организации для достижения наиболее

высокой производительности труда, помощь учащимся в сознательном выборе

профессии.

Таким образом, взгляды Н.К. Крупской на политехнизм надо брать в их

историческом развитии и в связи с конкретной обстановкой. Она творчески

подходила к любому вопросу народного образования и считала, что

поступательный ход социалистического строительства в целом и опыт

практического осуществления политехнического образования обогатят наше

понимание его отдельных проблем.

Н.К. Крупская о советском учителе

Еще задолго до революции в своих работах о школе Н.К. Крупская много внимания

уделяла учителю. В Женеве она с невольным чувством зависти смотрела на

высокие светлые школьные здания, куда по утрам стекались оживленные толпы

детей. Ей казалось, что им хорошо живется в этой школе. Но, когда ей

разрешили посетить одну из школ, она увидела в ней страшную картину муштры.

Учителей не интересовало развитие детей. Дисциплина сводилась к безграничному

повиновению. Личность ребенка оценивалась педагогами исключительно с точки

зрения благонравия и послушания. На уроках совершенно игнорировалась

индивидуальность ребенка. А учителя были уверены, что все делается по всем

правилам педагогического искусства.

В статье «Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа». Надежда

Константиновна писала об отсутствии духовной близости между учениками и

учителями. За редкими исключениями, ученик не делится с учителем своими

задушевными мыслями, сомнениями, не ищет у него поддержки. В своей полемике с

Элен Кей Н.К. Крупская писала: «Надо, чтобы руководили в школах детьми люди

горячие, любящие и понимающие детей, уважающие их личность, обладающие

необходимыми знаниями и педагогическим чутьем».

Профессия учителя, подчеркивала Н.К. Крупская, одна из самых ответственных,

самых благородных. Роль и значение этой профессии будут все более и более

возрастать. «Без педагогов – людей от педагогического станка, людей,

непосредственно занятых выращиванием людей социалистического строя, -

писатели, инженеры человеческих душ, не смогут перестроить по-настоящему весь

быт, всю культуру». Но для этого, чтобы учитель мог не на словах, а на деле

выполнить ту, поистине великую задачу, которая стоит перед ним, ему надо

упорно работать прежде всего над собой.

Каким же должен быть учитель? Каким он представляется Надежде Константиновне?

Учитель должен знать свой предмет, ту науку, которую он преподает, ее

методологию, современное состояние, главные этапы ее развития, ее связь с

другими науками, понимать ее удельный вес в социалистическом строительстве,

связь с жизнью и практикой.

Он должен владеть методикой обучения, приемами, которые вооружат учащихся не

только знаниями, но и умением мыслить. Учитель должен знать возрастные

особенности детей, объем и глубину жизненного опыта современных школьников.

Под этим углом зрения должна быть продумана методика обучения. Но учитель,

способный дать даже образцовый урок, еще не является подлинным мастером, если

он не умеет пробудить у ребенка интерес к своему предмету. Он должен уметь

воздействовать и на эмоциональную сторону, давать детям яркие образы, уметь

хорошо рассказывать.

Н.К. Крупская придавала важное значение политехнической подготовке учителя и,

прежде всего расширению его политехнического кругозора. Этот кругозор

предполагает определенную сумму знаний в области техники, понимание ее роли в

современном мире, роли для овладения силами природы и ее значения в жизни

общества. Педагог, получивший подобную подготовку, сможет пробудить у

учащихся интерес к технике, теснее связать преподавание с социалистическим

строительством. Учителю политехнической школы необходимо также получить

определенные умения и навыков области производства, некоторое время самому

поработать у станка, подышать производственной атмосферой. Это даст

возможность лучше организовать производственный труд школьников: наладить

целесообразно работу старших учащихся на предприятиях и так поставить

школьные мастерские, чтобы труд в них носил плановый характер, а не

превращался в возню у станков, в изготовление никому не нужных предметов.

Учителю необходимо знание отличительных черт своего района и края.

Н.К. Крупская требовала от учителей, независимо от того, какой предмет они

преподают, ни на одну минуту не забывать о своей основной цели – воспитании

людей для нового общества. Поэтому очень важно преподавателю любить свой

предмет, уметь увлечь, заинтересовать им детей, органически связать знания с

важнейшими задачами хозяйственного строительства, научить видеть жизнь и

понимать, как надо эту жизнь организовывать.

Школе необходим педагог-воспитатель, который умеет внимательно относиться к

переживаниям детей, уважать их личность и деятельность, формировать их

убеждения. Педагог-воспитатель должен создать в школе такую атмосферу, чтобы

она заглушала эгоистические инстинкты детей и способствовала бы развитию из

них общественников. Надо вырастить из детей активных, волевых,

дисциплинированных людей, способных честно относиться к своим обязанностям, к

своему долгу. Учитель должен уметь распознать в каждом ребенке все его

способности и помочь их развитию.

Сила воспитательного влияния учителя – в его педагогическом такте, в

продуманном и гуманном отношении к поступкам учеников. Доверие учителя к

школьникам укрепляет у них чувство собственного достоинства, веру в свои

силы, способствует развитию их лучших качеств. Н.К. Крупская ценила умение

учителя создать и укрепить детский коллектив.

В воспитании у молодого поколения высоких моральных принципов огромное

значение имеет личность самого учителя, его моральный облик и личный пример.

Педагог для детей – источник целого ряда глубоких переживаний.

От учителя, по словам Н.К. Крупской, требуются не бесконечные нравоучения и

сентенции, не рассказы о добродетельных мальчиках и девочках, о «примерных»

пионерах, а умение помочь детям наладить дружную работу и игру, внимание к

детским взглядам и переживаниям, уважение к их мнению и взглядам и

повседневный хороший пример. Важно не опекать их излишне и в то же время не

потворствовать им. Учителю необходимо много знать и уметь, чтобы оправдать

это звание. Для этого нужно идти в ногу с жизнью и любить детей.

Таким образом, подлинный авторитет педагога создается лишь тогда, когда

учащиеся убеждены, что он настоящий человек, доказавший это всей своей

деятельностью как в школе, так и вне ее.

Н.К. Крупская как историк педагогики

Н.К. Крупская подходила к изучению классического педагогического наследия

прошлого критически. В своей книге «Народное образование и демократия» она

впервые в педагогической литературе осветила историю идей трудового

воспитания. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные

Руссо, Песталоцци, Оуэну.

Надежда Константиновна высоко ставила педагогическое наследство русской

классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои

знания изучением произведений К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. В то время,

когда замечательное педагогическое наследие великого русского педагога К.Д.

Ушинского не находило должной оценки, она указывала, что «.знакомство с его

произведениями, такими простыми, ясными, анализ их – дадут педагогу

возможность ориентироваться в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут

возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной

педагогике».

Высоко оценивала Н.К. Крупская и педагогическое мастерство Л.Н. Толстого.

«.Для всякого педагога, каких бы взглядов он ни придерживался, - писала она,

- педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей

и духовного наслаждения». Критически воспринимая педагогические мысли

Ушинского и Толстого, мы сможем найти в них много ценного, говорила она, и

для строительства советской школы.

Надежда Константиновна глубоко критически подходила к произведениям

Монтессори и Фребеля. Она писала, что фребелевские и монтессориевские детские

сады пропитаны духом буржуазной морали и способствуют воспитанию только

приверженцев капиталистического строя.

Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, вскрывших

реакционную сущность германской педагогики. Еще в своей классической работе

1915 года под названием «Народное образование и демократия» Надежда

Константиновна установила, что считавшийся «прогрессивным» известный немецкий

педагог Кершенштейнер «.не внушает» правительству Баварии – «.опасений, он

далек от всякого демократизма. Он преклоняется перед буржуазным государством,

блюдет прежде всего его интересы и с ним сообразует свою педагогическую

деятельность». В другой своей статье, опубликованной в 1917 году, («Дорога к

таланту») она подчеркнула, что в современной Германии «.приходят

Кершенштейнеры, Ферстеры и Наторпы, овладевают душой ребенка и прочно

закладывают в нем преклонение перед существующим немецким государством.».

«Германская школа, - писала далее Надежда Константиновна, - является основой

для пропаганды крайнего шовинизма и человеконенавистничества. Вся творческая

работа детей направлена в военное русло».

Надежда Константиновна, противопоставляя цели передовой буржуазной педагогики

прошлого целям педагогики империалистической Германии, указывает, что

начальная школа в Германии диаметрально противоположна лучшим идеям прошлого,

ее цели совершенно иные: «воспитание солдата без мысли». «Ученик лишь

средство для достижения государственных целей, ради этих целей

воспитываются в нем известные взгляды».

Н.К. Крупская правильно дала прогноз дальнейшего развития реакции в области

педагогики в Германии – еще большее пренебрежение к правам ребенка и

человека, еще большее превращение школы в орудие реакции.

Рассматривая критически современную ей школу США, Н.К. Крупская

противопоставила реакционным педагогическим «теориям» американского

империализма прогрессивные взгляды американского буржуазно-демократического

педагога середины XIX века – Хореса Мана, боровшегося за общедоступную

школу, общую для негров и для белых.

Таким образом, рассматривая определенные исторические примеры, Надежда

Константиновна призывала положить в основу изучения истории педагогики метод

конкретного исторического анализа, а не заранее продуманные схемы, в которые

втискивались те или иные исторические факты и события. Н.К. Крупская называет

эти замечательные мысли, имеющие огромное значение для дальнейшей разработки

истории педагогики как науки, лишь беглым материалом. Однако не требуется

особых доказательств в отношении ценности этих «беглых материалов».

Высказывания Н.К. Крупской по различным проблемам истории педагогики

продолжают изучаться и имеют большое значение и в наше время.

Заключение

Изучая педагогическое наследие Надежды Константиновны Крупской, мы видим, что

оно имеет особый характер, представляя собой как бы летопись одного из

великих дел социалистической революции 1917 года – строительства новой

советской школы. Причем летопись, написанную участником, активно относящимся

к развертывающейся перед его глазами исторической борьбе за новую советскую

трудовую школу. Она решала эти вопросы не в абстрактных сферах, не в отрыве

от практики, а непосредственно, принимая участие в строительстве советской

школы. Именно в этом и есть великое значение трудов Н.К. Крупской.

Список использованной литературы :

1. «История педагогики» под редакцией Н.А. Константинова,

Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой

Издательство академии педагогических наук, Москва, 1965г.

2. С.А. Литвинов «Н.К. Крупская – жизнь, деятельность,

педагогические идеи»

Издательство «Радяньска школа», Киев, 1970г.

3. «О Надежде Крупской. Воспоминания, очерки, статьи

современников», составители Т.Н. Кузнецова, Е.П. Подвигина

Издательство политической литературы, Москва, 1988г.

4. С.А. Рубанов «Наследница – страницы из жизни Н.К. Крупской»

Лениздат, 1990г.

5. Н.К. Крупская «О коммунистическом воспитании школьников»,

Издательство «Просвещение», Москва 1978г.

6. Н.К. Крупская «О воспитании в семье»,

Издательство академии педагогических наук, Москва, 1962г.

7. Н.К. Крупская «Об учителе»,

Издательство академии педагогических наук, Москва, 1960г.

8. Н.К. Крупская «О коммунистическом воспитании»,

Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1956г.

9. Н.К. Крупская «О политехническом образовании, трудовом воспитании и

обучении»,

Издательство «Просвещение», Москва 1982г.

10. Н.К. Крупская «О вожатом и его работе с пионерами»,

Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1961г.

11. «Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской»,

Издательство «Просвещение», Москва, 1969г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты