Реферат: Ахмет Байтурсынов

Реферат: Ахмет Байтурсынов

Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист,

общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости,

сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не

занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях

перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена

таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан

Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.

А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского

уезда в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком

народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством

собственного достоинства, не мирившимся с производством и бесправием в

казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими

властями. В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы

в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа властей над

отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила горькое

впечатлениеу будущего поэта. В «Письме к матери», написанном в 1909 годуиз

Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так: Сердце

моё, сражённое в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий след. Ахмет

обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в Тургайское

двухклассное русско-казахское училище, затем учился в школе киргизских

учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Он долго учительствовал в

аульных, волостных школах, а также двухклассных русско-казахских училищах в

Актюбинском, Каркалинском уездах и в городе Кустанае. К тем ранним временам

относятся стихи, которым он дал название «Сеятель разума». Ахмет Байтурсынов

был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что

просвещение, образование принест ощутимую пользу народу лишь в условиях

свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола

местных управителей и колониальной политики царского самодержавия.

Революция 1905-1907 годов вызвала в нём надежду на перемены, он активно

участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами,

организует группу казахских интеллигентов, вместе с ними составляет петицию в

адрес правительства в Петербурге.В годы наступления реакции продолжает работу

в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его товарищей

и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под следствием

восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской земли, долгое время он

находился под надзором полиции, но борьбу за свободу своего народа не

прекращал.

В те годы он писал стихи и сделал перевод из русской классики, в частности из

произведений И.А. Крылова. Сборник «Сорок басен» А.Байтурсынова увидел свет в

1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и

человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов «Комар» выходил

отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить

народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что подъём

культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений

общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути

А.Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу казахского языка , он пишет

статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные

исследования по языкознанию.

1913-1917 гг. – примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был

редактором газеты «Казах», единственной тогда на казахском языке,

выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по вопросам

просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным

наследием народа, призывая к свету знаний, духовному совершенству.

В бурные годы Февральской и Октябрьской революций, как и многие представители

российской и казахской интеллигенции, А.Байтурсынов не сразу разобрался в

сути и содерджании происходящих событий и некоторое время находился под

влиянием националистических настроений. Но вскоре в 1919 году, убедившись в

пагубности для казахского народа политики правых националистических партий,

он переходит на сторону совесткой власти, участвует в работе Революционного

комитета по управлению Казахским краем. Получив мандат за подписью В.И.

Ленина, он бессменно трудится в его составе, внеся заметный вклад в

подготовку государственности казахского народа. После образования Казахской

советской республики, будучи членом правительства., А. Байтурсынов работает

наркомом просвещения республики, затем в газете «Ак жол», в академическом

центре Казахстана при народном Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по

языкознанию и литературоведению.

В тяжёлые дни перегиба в числе трёх десятков государственных и культурных

деятелей без всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов был арестован, сидел

в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году благодаря вмешательству М.

Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста

его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году А.Байтурсынова

вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека

справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно

оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжёлая судьба

одного из ярких представителей культуры казахского народа.

Наряду с работой учителя и занятием наукой, активной общественной

деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного

слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических,

просветительских традиций казахской литературы в условиях 20 века. На рубеже

19-20 веков одной из главных проблем казахской литературы был национальный

вопрос, состояние казахского общества, пути его развития.

А. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов и

переводов «Кырык мысал» (Сорок басен), «Маса» (Комар), изданием образцов

фольклора, разработкой проблем истории и теории казахской дитературы в

научно-теоретических статьях, трудах, учебниках.



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты