Реферат: Женщина на войне - феномен XX века
Министерство общего и профессионального образования РФ
Московский Государственный Институт Стали и Сплавов (технологический
университет)
Кафедра философско-историических
и социально-правовых наук
Реферат на тему:
«Женщина на войне - феномен ХХ века»
Студент группы МА-99
Щукин П.В.
Преподаватель
Иоаннисянц Рубен Григорьевич
МОСКВА 2000г.
План:
I. Дореволюционная ситуация: исключение из правил.
1. Женщина на войне: мировые легенды.
2."Женщина с оружием - это серьезно."
3. В.Кожина и Н.Дурова.
4. Цивилизация не стоит на месте.
5. Они вторглись в типично мужскую сферу деятельности.
6. .чтобы попасть на фронт, ей пришлось выдавать себя за мужчину.
7. Гражданская война.
II СОВЕТСКАЯ ЭПОХА: ОТ РАВНОПРАВИЯ В МИРНОЙ ЖИЗНИ К РАВЕНСТВУ НА ВОЙНЕ
1. Развитие эмансипации.
2. Девушки рвутся на фронт.
3. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии.
4. Другая сторона феномена.
5. ППЖ.
6. Рождались на фронте и подлинные чувства.
7. Солдаты с благодарностью вспоминают своих подружек.
III АФГАНСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ЭВОЛЮЦИЯ ФЕНОМЕНА
1. Женщины в Афганестане
2. "Чекистки" - таких было большинство.
3. Почему и в наше время женщины оказываются на войне?
4. Мата Хари. Чем примечательна эта личность?
а) Рождение Маты Хари.
б) Роковые путешествия.
в) Симпатические чернила для «Н-21»
г) Неубедительное судебное разбирательство.
д) В ожидании вызова.
е) Мнимая казнь?
IV. Заключение.
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ: ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ.
«Война - дело мужское». Это утверждение всегда принималось за аксиому
и, разумеется не случайно: на всем протяжении человеческой истории
война действительно была прерогативой мужчин. Женщина же всегда выступала
в качестве пассивной жертвы, военной добычи, в лучшем случае - в
роли долготерпеливой Пенелопы или плачущей Ярославны. Легенды об
амазонках, - кстати, распространенные в древности во всех частях света,
- чаще всего так и остались легендами.
Впрочем, уже с древнейших времен в обозах многий армий странствовали
те, кого в XVIII ХIХ вв. называли маркитантками. Они выполняли
тройную функцию - снабжения войск продовольствием, иногда - ухода за
ранеными , и почти всегда «жриц любви». И мужчины, и непричастные к
армии женщины относились к маркитанткам не слишком уважительно.
А вот женщина - солдат , женщина с оружием в руках - это во все
времена становилось событием невероятным, порождавшим массу легенд,
слухов и домыслов. Жанна д’Арк - великая героиня французского народа.
И это ни у кого не вызывает сомнений. Но давайте вспомним, как
жестоко высмеивал ее Шекспир, который, впрочем был англичанином1
. Или наши народные героини 1812 года - партизанка Василиса Кожина и
кавалерист - девица Надежда Дурова.
С Кожиной ситуация более или менее ясна: когда кругом враг, который
грабит и убивает врывается в твой дом, угрожает твоим детям, -
поневоле за вилы возьмешься. А она, хоть и женщина, но облеченная
властью - старостиха. Это, конечно, не совсем обычное поведение русской
крестьянки, воспитанной на патриархальных общинных традициях. Впрочем, во
все времена женщины осажденных городов и крепостей лили на голову
неприятелей кипящую смолу...
А вот с Надеждой Дуровой все намного сложнее: в армию она ушла в 1806
г., когда французов под Москвой еще и в помине не было. Причем эта
замужняя женщина оставила семью, мужа, малолетнего сына ради своих
довольно странных наклонностей. А.С. Пушкин, публикуя в «Современнике»
отрывок из ее записок, спрашивал в предисловии: «Какие причины
заставили молодую девушку, хорошей дворянской фамилии, оставить
отеческий дом, отречься от своего пола, принять на себя труды и
обязанности, которые пугают и мужчин, и явиться на поле сражений -
и каких еще? Врожденная неукротимая склонность? Любовь?2
Догадки были самые разные. Споры продолжаются и до сих пор.
Цивилизация не стоит на месте, войны становятся все страшнее и
кровопролитнее, и все больше женщин приобщаются к несвойственному им
ремеслу.
Крымская война 1853 - 1856 гг., оборона Севастополя: женщины в
лазаретах; женщины, собирающие ядра и подающие их артиллеристам. Там
прославилась своей отвагой медсестра Дарья, прозванная Севастопольской.
Русско-японская война: снова женщины - сестры милосердия; на сей раз
их гораздо больше. Первая мировая война: сестры милосердия и
фельдшерицы в госпиталях, реже женщины находились - в отрядах
Красного креста - в прифронтовой полосе, на передовой. И наконец,
первое женское воинское формирование - Добровольческий ударный
батальон смерти под командования полного Георгиевского
кавалера поручика Марии Бочкаревой.
Это уже серьезно. Женщина с ружьем становится фактом Русской истории.
Кстати, главным аргументом Бочкаревой, при создании ее батальона в мае
1917 г. было то, что «солдаты в эту великую войну устали и им
нужно помочь ... нравственно» ; т.е. женщины пошли на войну, когда
мужчины оказались не на высоте, пошли, чтобы их «устыдить»3
«Граждане и гражданки! - призывала Мария Бочкарева., - Наша мать , наша
матушка Россия гибнет. Я хочу помочь спасти ее. Я зову с собой
женщин, чьи сердца и души кристально чисты, а помыслы высоки». Покажем
же мужчинам в этот тяжкий час пример самопожертвования, чтобы они
заново осознали свой долг перед Родиной !...»4
В то время, когда мужчины целыми толпами дезертировали с фронта, женщины
устремились на защиту Отечества. При этом в ударных батальонах преобладали
представительницы трудовых семей — портнихи, учительницы, сестры милосердия,
работницы, учащиеся из провинциальных городов. Кроме того, в маршевые роты были
приняты женщины, досрочно освобожденные из заключения, — "чтобы дать
возможность грешницам искупить вину на полях сражений"5.
Возникает вопрос: а как относились мужчины к присутствию в армии женщин, к
тому, что те вторглись в типично мужскую сферу деятельности?
Приведем несколько отрывков из воспоминаний полковника Г.Н.Чемоданова, где
он рассказывает и о своей встрече с женщинами из батальона смерти, и о
сестрах из отряда Красного креста. Дело происходило уже в период разложения
армии, когда солдаты оставляли позиции, офицеры потеряли всякую власть и
возможность наводить порядок. А женщины... Женщины оставались на посту и
продолжали выполнять свой долг.
"За несколько дней до выступления на позицию, — вспоминает Г.Н.Чемоданов, - ко
мне в штаб полка явились две молодые женщины из расформированного уже к тому
времени батальона Бочаровой (так в тексте. — ЕС.). "
- Примите нас на службу в полк, - обратились они ко мне с просьбой.
Молодые, здоровые, рослые девицы, шинели туго перетянуты ремнями, на
стриженых головах лихо надвинуты папахи. Первый случай в моей практике;
отношусь скептически и этого не скрываю; на повторные просьбы предлагаю вопрос
перенести в полковой комитет, и вот эта пара хорошо грамотных разбитных девиц у
меня в полку на должности телефонистов в команде службы связи"6.
Далее Чемоданов описывает панику, когда вся рота убежала в тыл, а на
передовой остались сам ротный, его денщик, телефонист, фельдфебель, повар,
обозные от кухни, "девять человек всего, и баба в их числе, телефонистка".
"Ну и как она себя держала?" - спросил полковник у ротного, когда тот
доложил обстановку. "Молодец баба, не меньше меня ругала и стыдила солдат", —
был ответ.
Другой случай, описанный Чемодановым, касается сестер милосердия. Здесь
обращают на себя внимание намек полковника на "блага", связанные с соседством
Красного Креста, а также упоминание о том, что такое соседство — явление
весьма редкое.
"Во время доклада адъютант рассказывал мне новости, происшедшие за день, и
между прочим сообщил, что тут же в имении расположен отряд Красного Креста.
Удивление мое будет понятно тем, кто знает, как помпезно обычно располагались
эти отряды и какие блага для полка проистекали от такого редкого соседства. Мне
показалось невероятным, что я мог не знать о присутствии отряда, находясь в
имении более суток"7.
И тут выяснилось, что от большого не когда отряда, основная часть которого
была отправлена в тыл, остались только белый флаг с красным крестом на доме,
две юные сестры милосердия, четырнадцать санитаров и две санитарные повозки.
Ни фельдшера, ни врача...
"Вы понимаете, господин полковник, какое свинство устроили! — возмущался
адъютант. — В такое время оставить двух молодых девушек на произвол
четырнадцати санитаров". И начал рассказывать, в каких условиях они живут: в
холодном полуразрушенном здании, спят на нарах, питаются впроголодь, "и,
кроме того, солдаты заставляют их каждый день по два часа газеты читать".
Полковник посочувствовал и предложил "подкормить девиц" — приглашать их
обедать вместе с офицерами.
И вот "к четырем часам за обедом собралась большая и непривычная компания.
Присутствие двух сестер милосердия, молодых, интересных девиц, подтянуло
собравшихся. Штабная молодежь сидело в своих лучших кителях, тщательно
выбритая. Приехавшие с передовой гости потуже подтянули ремни своих гимнастерок
и аккуратней расправили на них складки. Одичавшие в условиях жизни последних
месяцев, отвыкшие не только от женского общества, но даже от вида дам, офицеры
первое время чувствовали себя, видимо, связанными и держались с комичной
торжественностью великосветских банкетов. К концу обеда настроение, однако,
изменилось, непринужденность и простота, с которой держались наши гостьи,
рассеяли натянутость, и разговор сделался общим, с тем особым опенком
оживленности, который получается от присутствия в мужской компании интересных
женщин"8.
Таким образом, отношение офицеров к женщинам в армии в первую мировую войну
представляется весьма противоречивым: с одной стороны, недоверие,
скептицизм, настороженность; с другой — снисходительная опека,
покровительство слабому полу; с третьей — желание подтянуться, проявить себя
с лучшей стороны, оказавшись в обществе дам.
Еще одно свидетельство — воспоминания большевика А.Пирейко, который служил
рядовым (вернее, всеми способами отлынивал от службы, а потом красочно описывал
в мемуарах свои дезертирские подвиги). Он рассказывает, как в поезде, шедшем к
фронту, пассажиры, состоявшие главным образом из военных, во всю ругали
большевиков. И тогда этот находчивый товарищ провел блестящую провокацию:
сообщил солдатам, размещенным в вагонах третьего класса, что во втором классе
едут женщины из батальона смерти (едут, заметим, на передовую, в действующую
армию). Возмущенные этим обстоятельством солдаты ("Как это так? Нас возили
кровь проливать в теплушках, а этих ... которые будут так же воевать, как и
сестры воевали, — с офицерами, возят еще во втором классе!") отправились
разбираться с доброволками. Недовольство было направлено в новое русло, о
большевиках забыли9.
Интересны и сам факт, рисующий отношение солдат к женщинам в армии (в том
числе к медсестрам из Красного креста), и бравый тон описания.
В книги Софьи Федорченко ”Народ на войне. Фронтовые записи" есть такие строки -
от имени солдата; "На той войне и сестры больше барыни были. Ты пеший, без ног,
в последней усталости грязь на шоссе месишь, а мимо тебя фырк-фырк коляски с
сестрами мелькают."10 Здесь уже о снисходительности говорить не
приходится, - отношение откровенно враждебное.
Что касается женщины-солдата, то в первую мировую такая фигура была все-таки
редкостью. И судьба Антонины Пальшиной, повторившей путь своей землячки Надежды
Дуровой (под мужским именем, в мужской одежде 17-летняя крестьянская девушка
служила сначала в кавалерии, затем в пехоте, закончила войну в чине
унтер-офицера, кавалером двух Георгиевских крестов и медалей), - яркое тому
подтверждение; чтобы попасть на фронт, ей пришлось выдавать себя за мужчину. В
гражданскую войну такая маскировка была уже не нужна (А.Т.Пальшина воевала у
Буденного, работала в ЧК),- в этой братоубийственной схватке все прежние нормы
поведения потеряли свое значение, были отброшены и забыты.11
Гражданская война - это вопрос особый. Комиссарши в кожаных куртках, из
нагана добивавшие раненых офицеров, и лихие казачки из Белой гвардии,
рубившие шашками направо и налево, - явление одинаково страшное...
СОВЕТСКАЯ ЭПОХА:
ОТ РАВНОПРАВИЯ В МИРНОЙ
ЖИЗНИ К РАВЕНСТВУ НА ВОЙНЕ
После революции политика советского государства способствовала быстрому
развитию эмансипации со всеми её последствиями. Направленная на вовлечение
женщин в общественное производство, эта политика довела идею мужского и
женского равенства до полного игнорирования особенностей женского организма и
психики, в результате чего участие женщин в наиболее тяжелом физическом
труде, приобщение их к традиционно мужским профессиям к занятиями военно-
прикладными видами спорта преподносились общественному мнению как величайшее
достижение социализма, как освобождение женщины от "домашнего рабства."
Идеи эмансипации были наиболее популярны в молодежной среде, а массовые
комсомольские призывы, наборы и мобилизации (под лозунгами "Девушки - на
трактор!", "Девушки- в авиацию!", "Девушки - на комсомольскую стройку!" и
т.д.)явились своего рода психологической подготовкой к массовому участию
советских женщин в грядущей войне, которая вошла в историю нашей страны как
Великая Отечественная. С ее началом сотни тысяч женщин устремились в армию,
не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести
все тяготы воинской службы, а главное - утверждая за собой право на защиту
Отечества.
Глубокий патриотизм поколения, воспитанного на героических символах недавнего
революционного прошлого, но имевшего в большинстве своем книжно-романтические
представления о войне, отличал и тех 17-18-летних девочек, которые осаждали
военкоматы с требованием немедленно отправить их на фронт. Вот что записала в
своем дневнике
27 мая 1943 г. летчица 46-го гвардейского Таманского женского авиаполка
ночных бомбардировщиков Галина Докутович: "Помню 10 октября 1941г. Москва. В
этот день в ЦК ВЛКСМ было особенно шумно и многолюдно. И, главное, здесь были
почти одни девушки. Пришли они со всех концов столицы - из институтов, с
учреждений, с заводов. Девушки были разные - задорные, шумные и спокойные,
сдержанные; коротко стриженные и с длинными толстыми косами; механики,
парашютистки, пилоты и просто комсомолки, никогда не знавшие авиации. Они по
очереди заходили в комнату, где за столом сидел человек в защитной
гимнастерке.
- Твердо решили идти на фронт
- Да!
- А вас не смущает, что трудно будет
- Нет!12
Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии, и то, с чем им пришлось
столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью. Гражданскому человеку
всегда трудно перестроиться на военный лад, женщине - особенно. Армейская
дисциплина, солдатская форма (обычно на несколько размеров больше, чем нужно),
мужское окружение, тяжелые физические нагрузки - все это явилось нелегким
испытанием.. Но речь шла именно о той "будничной вещественности войны, о
которой они, когда просились на фронт, не подозревали"13. Потом был
и сам фронт - со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью и "вечно
преследующим, но скрываемым страхом"14.
Вернувшись с фронта, в кругу своих ровесниц они чувствовали себя намного старше,
потому что смотрели на жизнь совсем другими глазами - глазами, видевшими
смерть.15
Феномен участия женщин в войне сложен уже в силу особенностей женской
психологии, которая определяла восприятие фронтовой действительности. "Женская
память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, который обычно
ускользает от мужского внимания, - подчеркивает автор книги "У войны не женское
лицо" Светлана Алексиевич. - Если мужчину война захватывала как действие, то
женщина чувствовала и переносила ее иначе в силу своей женской психологии;
бомбежка, смерть, страдание - для нее еще не вся война. Женщина сильнее
ощущала, опять-таки в силу своих психологических и физиологических
особенностей, перегрузки войны - физические и моральные, она труднее переносила
мужской быт войны".16
То, что пришлось увидеть, пережить и делать на войне женщине, чудовищно
противоречило ее женскому естеству.
Другая сторона феномена - неоднозначное отношение военного мужского
большинства, да и общественного мнения в целом, к присутствию женщины в
боевой обстановке, в армии вообще. Психологи отмечают, что женщина обладает
более тонкой организацией, чем мужчина. Самой природой в женщине заложена
функция материнства, продолжения человеческого рода. Женщина дает жизнь. Тем
противоестественнее кажется словосочетание женщина-солдат, женщина - несущая
смерть...
В период Великой Отечественной в армии служило 800 тысяч женщин, а просились на
фронт еще больше. Не все они оказались на передовой; были и вспомогательные
службы, где требовалось заменить ушедших на фронт мужчин, и службы "чисто
Страницы: 1, 2