Реферат: Женщина на войне - феномен XX века

Реферат: Женщина на войне - феномен XX века

Министерство общего и профессионального образования РФ

Московский Государственный Институт Стали и Сплавов (технологический

университет)

Кафедра философско-историических

и социально-правовых наук

Реферат на тему:

«Женщина на войне - феномен ХХ века»

Студент группы МА-99

Щукин П.В.

Преподаватель

Иоаннисянц Рубен Григорьевич

МОСКВА 2000г.

План:

I. Дореволюционная ситуация: исключение из правил.

1. Женщина на войне: мировые легенды.

2."Женщина с оружием - это серьезно."

3. В.Кожина и Н.Дурова.

4. Цивилизация не стоит на месте.

5. Они вторглись в типично мужскую сферу деятельности.

6. .чтобы попасть на фронт, ей пришлось выдавать себя за мужчину.

7. Гражданская война.

II СОВЕТСКАЯ ЭПОХА: ОТ РАВНОПРАВИЯ В МИРНОЙ ЖИЗНИ К РАВЕНСТВУ НА ВОЙНЕ

1. Развитие эмансипации.

2. Девушки рвутся на фронт.

3. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии.

4. Другая сторона феномена.

5. ППЖ.

6. Рождались на фронте и подлинные чувства.

7. Солдаты с благодарностью вспоминают своих подружек.

III АФГАНСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ЭВОЛЮЦИЯ ФЕНОМЕНА

1. Женщины в Афганестане

2. "Чекистки" - таких было большинство.

3. Почему и в наше время женщины оказываются на войне?

4. Мата Хари. Чем примечательна эта личность?

а) Рождение Маты Хари.

б) Роковые путешествия.

в) Симпатические чернила для «Н-21»

г) Неубедительное судебное разбирательство.

д) В ожидании вызова.

е) Мнимая казнь?

IV. Заключение.

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ: ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ.

«Война - дело мужское». Это утверждение всегда принималось за аксиому

и, разумеется не случайно: на всем протяжении человеческой истории

война действительно была прерогативой мужчин. Женщина же всегда выступала

в качестве пассивной жертвы, военной добычи, в лучшем случае - в

роли долготерпеливой Пенелопы или плачущей Ярославны. Легенды об

амазонках, - кстати, распространенные в древности во всех частях света,

- чаще всего так и остались легендами.

Впрочем, уже с древнейших времен в обозах многий армий странствовали

те, кого в XVIII ХIХ вв. называли маркитантками. Они выполняли

тройную функцию - снабжения войск продовольствием, иногда - ухода за

ранеными , и почти всегда «жриц любви». И мужчины, и непричастные к

армии женщины относились к маркитанткам не слишком уважительно.

А вот женщина - солдат , женщина с оружием в руках - это во все

времена становилось событием невероятным, порождавшим массу легенд,

слухов и домыслов. Жанна д’Арк - великая героиня французского народа.

И это ни у кого не вызывает сомнений. Но давайте вспомним, как

жестоко высмеивал ее Шекспир, который, впрочем был англичанином1

. Или наши народные героини 1812 года - партизанка Василиса Кожина и

кавалерист - девица Надежда Дурова.

С Кожиной ситуация более или менее ясна: когда кругом враг, который

грабит и убивает врывается в твой дом, угрожает твоим детям, -

поневоле за вилы возьмешься. А она, хоть и женщина, но облеченная

властью - старостиха. Это, конечно, не совсем обычное поведение русской

крестьянки, воспитанной на патриархальных общинных традициях. Впрочем, во

все времена женщины осажденных городов и крепостей лили на голову

неприятелей кипящую смолу...

А вот с Надеждой Дуровой все намного сложнее: в армию она ушла в 1806

г., когда французов под Москвой еще и в помине не было. Причем эта

замужняя женщина оставила семью, мужа, малолетнего сына ради своих

довольно странных наклонностей. А.С. Пушкин, публикуя в «Современнике»

отрывок из ее записок, спрашивал в предисловии: «Какие причины

заставили молодую девушку, хорошей дворянской фамилии, оставить

отеческий дом, отречься от своего пола, принять на себя труды и

обязанности, которые пугают и мужчин, и явиться на поле сражений -

и каких еще? Врожденная неукротимая склонность? Любовь?2

Догадки были самые разные. Споры продолжаются и до сих пор.

Цивилизация не стоит на месте, войны становятся все страшнее и

кровопролитнее, и все больше женщин приобщаются к несвойственному им

ремеслу.

Крымская война 1853 - 1856 гг., оборона Севастополя: женщины в

лазаретах; женщины, собирающие ядра и подающие их артиллеристам. Там

прославилась своей отвагой медсестра Дарья, прозванная Севастопольской.

Русско-японская война: снова женщины - сестры милосердия; на сей раз

их гораздо больше. Первая мировая война: сестры милосердия и

фельдшерицы в госпиталях, реже женщины находились - в отрядах

Красного креста - в прифронтовой полосе, на передовой. И наконец,

первое женское воинское формирование - Добровольческий ударный

батальон смерти под командования полного Георгиевского

кавалера поручика Марии Бочкаревой.

Это уже серьезно. Женщина с ружьем становится фактом Русской истории.

Кстати, главным аргументом Бочкаревой, при создании ее батальона в мае

1917 г. было то, что «солдаты в эту великую войну устали и им

нужно помочь ... нравственно» ; т.е. женщины пошли на войну, когда

мужчины оказались не на высоте, пошли, чтобы их «устыдить»3

«Граждане и гражданки! - призывала Мария Бочкарева., - Наша мать , наша

матушка Россия гибнет. Я хочу помочь спасти ее. Я зову с собой

женщин, чьи сердца и души кристально чисты, а помыслы высоки». Покажем

же мужчинам в этот тяжкий час пример самопожертвования, чтобы они

заново осознали свой долг перед Родиной !...»4

В то время, когда мужчины целыми толпами дезертировали с фронта, женщины

устремились на защиту Отечества. При этом в ударных батальонах преобладали

представительницы трудовых семей — портнихи, учительницы, сестры милосердия,

работницы, учащиеся из провинциальных городов. Кроме того, в маршевые роты были

приняты женщины, досрочно освобожден­ные из заключения, — "чтобы дать

возмож­ность грешницам искупить вину на полях сражений"5.

Возникает вопрос: а как относились мужчины к присутствию в армии женщин, к

тому, что те вторглись в типично мужскую сферу деятельности?

Приведем несколько отрывков из вос­поминаний полковника Г.Н.Чемоданова, где

он рассказывает и о своей встрече с женщинами из батальона смерти, и о

сест­рах из отряда Красного креста. Дело про­исходило уже в период разложения

армии, когда солдаты оставляли позиции, офице­ры потеряли всякую власть и

возможность наводить порядок. А женщины... Женщи­ны оставались на посту и

продолжали вы­полнять свой долг.

"За несколько дней до выступления на позицию, — вспоминает Г.Н.Чемоданов, - ко

мне в штаб полка явились две молодые женщины из расформированного уже к тому

времени батальона Бочаровой (так в тексте. — ЕС.). "

- Примите нас на службу в полк, - обратились они ко мне с просьбой.

Молодые, здоровые, рослые девицы, шинели туго перетянуты ремнями, на

стриженых головах лихо надвинуты папахи. Первый случай в моей практике;

отношусь скептически и этого не скрываю; на повторные просьбы предлагаю вопрос

перенести в полковой комитет, и вот эта пара хорошо грамотных разбитных девиц у

меня в полку на должности телефонистов в команде службы связи"6.

Далее Чемоданов описывает панику, когда вся рота убежала в тыл, а на

пере­довой остались сам ротный, его денщик, телефонист, фельдфебель, повар,

обозные от кухни, "девять человек всего, и баба в их числе, телефонистка".

"Ну и как она себя держала?" - спросил пол­ковник у ротного, когда тот

доложил обстановку. "Молодец баба, не меньше меня ругала и стыдила солдат", —

был ответ.

Другой случай, описанный Чемодановым, касается сестер милосердия. Здесь

обращают на себя внимание намек полковника на "блага", связанные с соседством

Красного Креста, а также упоминание о том, что такое соседство — явление

весьма редкое.

"Во время доклада адъютант расска­зывал мне новости, происшедшие за день, и

между прочим сообщил, что тут же в име­нии расположен отряд Красного Креста.

Удивление мое будет понятно тем, кто знает, как помпезно обычно располагались

эти отряды и какие блага для полка проистекали от такого редкого соседства. Мне

показалось невероятным, что я мог не знать о присутствии отряда, находясь в

имении более суток"7.

И тут выяснилось, что от большого не когда отряда, основная часть которого

была отправлена в тыл, остались только белый флаг с красным крестом на доме,

две юные сестры милосердия, четырнадцать санитаров и две санитарные повозки.

Ни фельдшера, ни врача...

"Вы понимаете, господин полковник, какое свинство устроили! — возмущался

адъютант. — В такое время оставить двух молодых девушек на произвол

четырнадцати санитаров". И начал рассказывать, в каких условиях они живут: в

холодном полуразрушенном здании, спят на нарах, питаются впроголодь, "и,

кроме того, солдаты заставляют их каждый день по два часа газеты читать".

Полковник посочувство­вал и предложил "подкормить девиц" — приглашать их

обедать вместе с офицерами.

И вот "к четырем часам за обедом собралась большая и непривычная компания.

Присутствие двух сестер милосердия, молодых, интересных девиц, подтянуло

собравшихся. Штабная молодежь сидело в своих лучших кителях, тщательно

выбритая. Приехавшие с передовой гости потуже подтянули ремни своих гимнастерок

и ак­куратней расправили на них складки. Оди­чавшие в условиях жизни последних

месяцев, отвыкшие не только от женского об­щества, но даже от вида дам, офицеры

первое время чувствовали себя, видимо, связанными и держались с комичной

тор­жественностью великосветских банкетов. К концу обеда настроение, однако,

изменилось, непринужденность и простота, с которой держались наши гостьи,

рассеяли на­тянутость, и разговор сделался общим, с тем особым опенком

оживленности, кото­рый получается от присутствия в мужской компании интересных

женщин"8.

Таким образом, отношение офицеров к женщинам в армии в первую мировую войну

представляется весьма противоречи­вым: с одной стороны, недоверие,

скепти­цизм, настороженность; с другой — снис­ходительная опека,

покровительство слабо­му полу; с третьей — желание подтянуться, проявить себя

с лучшей стороны, оказав­шись в обществе дам.

Еще одно свидетельство — воспомина­ния большевика А.Пирейко, который слу­жил

рядовым (вернее, всеми способами отлынивал от службы, а потом красочно описывал

в мемуарах свои дезертирские подвиги). Он рассказывает, как в поезде, шедшем к

фронту, пассажиры, состоявшие главным образом из военных, во всю руга­ли

большевиков. И тогда этот находчивый товарищ провел блестящую провокацию:

сообщил солдатам, размещенным в ваго­нах третьего класса, что во втором классе

едут женщины из батальона смерти (едут, заметим, на передовую, в действующую

ар­мию). Возмущенные этим обстоятельством солдаты ("Как это так? Нас возили

кровь проливать в теплушках, а этих ... которые будут так же воевать, как и

сестры воева­ли, — с офицерами, возят еще во втором классе!") отправились

разбираться с доб­роволками. Недовольство было направле­но в новое русло, о

большевиках забыли9.

Интересны и сам факт, рисующий от­ношение солдат к женщинам в армии (в том

числе к медсестрам из Красного кре­ста), и бравый тон описания.

В книги Софьи Федорченко ”Народ на войне. Фронтовые записи" есть такие строки -

от имени солдата; "На той войне и сестры больше барыни были. Ты пеший, без ног,

в последней усталости грязь на шоссе месишь, а мимо тебя фырк-фырк коляски с

сестрами мелькают."10 Здесь уже о снисходительности говорить не

приходится, - отношение откровенно враждебное.

Что касается женщины-солдата, то в первую мировую такая фигура была все-таки

редкостью. И судьба Антонины Пальшиной, повторившей путь своей землячки Надежды

Дуровой (под мужским именем, в мужской одежде 17-летняя крестьянская девушка

служила сначала в кавалерии, затем в пехоте, закончила войну в чине

унтер-офицера, кавалером двух Георгиевских крестов и медалей), - яркое тому

подтверждение; чтобы попасть на фронт, ей пришлось выдавать себя за мужчину. В

гражданскую войну такая маскировка была уже не нужна (А.Т.Пальшина воевала у

Буденного, работала в ЧК),- в этой братоубийственной схватке все прежние нормы

поведения потеряли свое значение, были отброшены и забыты.11

Гражданская война - это вопрос особый. Комиссарши в кожаных куртках, из

нагана добивавшие раненых офицеров, и лихие казачки из Белой гвардии,

рубившие шашками направо и налево, - явление одинаково страшное...

СОВЕТСКАЯ ЭПОХА:

ОТ РАВНОПРАВИЯ В МИРНОЙ

ЖИЗНИ К РАВЕНСТВУ НА ВОЙНЕ

После революции политика советского государства способствовала быстрому

развитию эмансипации со всеми её последствиями. Направленная на вовлечение

женщин в общественное производство, эта политика довела идею мужского и

женского равенства до полного игнорирования особенностей женского организма и

психики, в результате чего участие женщин в наиболее тяжелом физическом

труде, приобщение их к традиционно мужским профессиям к занятиями военно-

прикладными видами спорта преподносились общественному мнению как величайшее

достижение социализма, как освобождение женщины от "домашнего рабства."

Идеи эмансипации были наиболее популярны в молодежной среде, а массовые

комсомольские призывы, наборы и мобилизации (под лозунгами "Девушки - на

трактор!", "Девушки- в авиацию!", "Девушки - на комсомольскую стройку!" и

т.д.)явились своего рода психологической подготовкой к массовому участию

советских женщин в грядущей войне, которая вошла в историю нашей страны как

Великая Отечественная. С ее началом сотни тысяч женщин устремились в армию,

не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести

все тяготы воинской службы, а главное - утверждая за собой право на защиту

Отечества.

Глубокий патриотизм поколения, воспитанного на героических символах недавнего

революционного прошлого, но имевшего в большинстве своем книжно-романтические

представления о войне, отличал и тех 17-18-летних девочек, которые осаждали

военкоматы с требованием немедленно отправить их на фронт. Вот что записала в

своем дневнике

27 мая 1943 г. летчица 46-го гвардейского Таманского женского авиаполка

ночных бомбардировщиков Галина Докутович: "Помню 10 октября 1941г. Москва. В

этот день в ЦК ВЛКСМ было особенно шумно и многолюдно. И, главное, здесь были

почти одни девушки. Пришли они со всех концов столицы - из институтов, с

учреждений, с заводов. Девушки были разные - задорные, шумные и спокойные,

сдержанные; коротко стриженные и с длинными толстыми косами; механики,

парашютистки, пилоты и просто комсомолки, никогда не знавшие авиации. Они по

очереди заходили в комнату, где за столом сидел человек в защитной

гимнастерке.

- Твердо решили идти на фронт

- Да!

- А вас не смущает, что трудно будет

- Нет!12

Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии, и то, с чем им пришлось

столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью. Гражданскому человеку

всегда трудно перестроиться на военный лад, женщине - особенно. Армейская

дисциплина, солдатская форма (обычно на несколько размеров больше, чем нужно),

мужское окружение, тяжелые физические нагрузки - все это явилось нелегким

испытанием.. Но речь шла именно о той "будничной вещественности войны, о

которой они, когда просились на фронт, не подозревали"13. Потом был

и сам фронт - со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью и "вечно

преследующим, но скрываемым страхом"14.

Вернувшись с фронта, в кругу своих ровесниц они чувствовали себя намного старше,

потому что смотрели на жизнь совсем другими глазами - глазами, видевшими

смерть.15

Феномен участия женщин в войне сложен уже в силу особенностей женской

психологии, которая определяла восприятие фронтовой действительности. "Женская

память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, который обычно

ускользает от мужского внимания, - подчеркивает автор книги "У войны не женское

лицо" Светлана Алексиевич. - Если мужчину война захватывала как действие, то

женщина чувствовала и переносила ее иначе в силу своей женской психологии;

бомбежка, смерть, страдание - для нее еще не вся война. Женщина сильнее

ощущала, опять-таки в силу своих психологических и физиологических

особенностей, перегрузки войны - физические и моральные, она труднее переносила

мужской быт войны".16

То, что пришлось увидеть, пережить и делать на войне женщине, чудовищно

противоречило ее женскому естеству.

Другая сторона феномена - неоднозначное отношение военного мужского

большинства, да и общественного мнения в целом, к присутствию женщины в

боевой обстановке, в армии вообще. Психологи отмечают, что женщина обладает

более тонкой организацией, чем мужчина. Самой природой в женщине заложена

функция материнства, продолжения человеческого рода. Женщина дает жизнь. Тем

противоестественнее кажется словосочетание женщина-солдат, женщина - несущая

смерть...

В период Великой Отечественной в армии служило 800 тысяч женщин, а просились на

фронт еще больше. Не все они оказались на передовой; были и вспомогательные

службы, где требовалось заменить ушедших на фронт мужчин, и службы "чисто

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты