Реферат: Жизнь и реформы ПетраI

Реферат: Жизнь и реформы ПетраI

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . ....3

Обучение малолетнего Петра . . . . . . ..6

События 1682 года . . . . . ...6

Пётр в Преображенском . . . . . . ...7

Низвержение царевны Софьи. Правление царицы Натальи . . . 9

Азовские походы. Кумпанства . . . . . ...10

“Великое (чрезвычайное) посольство” 1697 - 1698 годов . . ..11

Первые преобразования и стрелецкий розыск . . . . .12

Начало Северной войны. Военные действия 1701 - 1706 годов. Полтава . 13

Второй этап северной войны. Прутский поход. Персидская война . . 16

Ништадский мирный договор . . . . . . ..17

Внутриклассовая и классовая борьба в первой четверти XVIII века . .17

Обострение классовой борьбы. Астраханское восстание . . . .18

Народное движение 1707 - 1708 годов . . . . ...18

Реформы Петра I. Их характер . . . . . ...19

I. Реформа органов власти и управления . . . ...20

II. Военная реформа . . . . . ....22

III. Устройство сословий

1. Служивое сословие . . . . . . ...22

2. Городское сословие (посадские и городские люди) . ..23

3. Крестьянство . . . . . . . ...24

IV. Церковная реформа . . . . . ....25

V. Финансовые меры . . . . . ....25

VI. Реформы в области культуры и быта . . . . ..26

Итоги преобразований . . . . . ...28

Литература . . . . . . ....32

2

ВВЕДЕНИЕ

Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической

жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке,

переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь

превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития

производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов

власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной

структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные

изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных

отношениях того времени.

Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического строя,

который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития

страны, вступал в стадию своего разложения. В стране всё более отчётливо

проявлялись симптомы зарождения и развития новых капиталистических отношений.

В связи с этим уже в первой четверти XVIII века прослеживается главное

противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы

самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом,

общенациональные интересы страны требовали развития производительных сил,

активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидации технико-

экономической отсталости страны. Но для решения этих задач было необходимо

сокращение сферы деятельности крепостничества, образование рынка

вольнонаёмного труда, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий

дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение

крепостничества вглубь и вширь, консолидация класса феодалов, закрепление,

расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Поэтому

развитие промышленности, товарных отношений, укрепление мощи государства

сопровождалось резким ростом крепостнической эксплуатации, помещичьего

произвола, укреплением власти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата

самодержавия. Это обостряло основное противоречие между господствующим

классом и различными категориями крепостного крестьянства, составлявшего

более 90% населения страны. Замедленность формирования буржуазии и

превращения её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников,

приводило к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу

крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость исторического развития страны в это время

определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществлённых им

реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное значение , шли

навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали

значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на

ликвидацию её отсталости.

С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и

были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные

преобразования

3

петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты,

которые в ходе дальнейшего развития страны выступали всё сильнее и, вместо

того, чтобы ликвидировать отсталость, консервировали её. В результате

петровских преобразований Россия быстро догоняла те европейские страны, где

сохранялось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла

ликвидировать отсталость от стран, вставших на капиталистический путь

развития.

Эта сложность и противоречивость со всей силой проявилась и в

преобразовательной деятельности Петра I, которая отличалась неукротимой

энергией, невиданным размахом, смелостью в ломке отживших учреждений,

законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая значение развития

торговли и промышленности, Пётр I осуществил ряд мероприятий,

соответствовавших интересам купечества. Но он же укреплял крепостные порядки,

обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра I отличались не

только решительностью, но и крайней жестокостью “нетерпеливого самовластного

помещика”.

При подготовке реферата были использованы труды таких величайших историков,

как С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов. Современная точка зрения

на петровские преобразования изучалась с помощью работы М.Т. Белявского.

Сергей Михайлович Соловьёв. В своих чтениях Соловьёв глубоко анализирует

деятельность Петра I, её итоги, взгляды западников и славянофилов на дела

Петра Великого. Он подчёркивает громадность преобразований и

продолжительность влияния дел Петра на историческое развитие России.

Знаменитый историк осуждает взгляды как западников, так и славянофилов,

считая, что они не смогли глубоко изучить все процессы, которые происходили

во время царствования Петра. Он осуждает благоговейное уважение к делам Петра

одних и резкое порицание других. Заслуга Соловьёва состоит в том, что он один

из первых видит, что вся деятельность Петра была обусловлена предшествующим

развитием России, он обращается к допетровской истории, чтобы понять, откуда

произошёл этот переворот, для чего он понадобился. В этот период, считает

историк, в жизни русского народа произошёл переход из одного возраста в

другой - из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором

господствует мысль. Соловьёв бережно относится к наследию Петра, высоко

оценивает его личность как преобразователя.

Василий Осипович Ключевский. Образ Петра I складывается у Ключеского долго и

сложно. Так в “Исторических портретах” знаменитый историк развивает мысль

Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как “вождя”,

почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования

совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство долга и мысли

Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих. Однако, он

неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра Великого, замечал

несоответствие между их замыслом и результатами.

4

Ключевский писал, что бюрократизация вела к массовому казнокрадству и другим

должностным преступлениям. Позднее, в начале ХХ века, всё более проявлялась

антимонархическая позиция Ключевского. Он укоряет Петра за самодурство,

деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения поставленных задач и т.

п.

Сергей Фёдорович Платонов. Основа всего жизненного труда Платонова -

стремление избежать тенденциозности, подгонки фактов под предвзятую схему.

Именно с этих позиций он подходит к оценке петровских преобразований.

Отвергнув тенденциозные, похвальные и пренебрежительные трактовки его

личности и деятельности, высоко оценив “богатство природных способностей

Петра” как полководца и гражданского администратора, Платонов не стремится к

оценкам, а делает простой вывод из анализа фактов о том, что в созданном

Петром “государстве не было ни привилегированных лиц, ни привилегированных

групп, и все они были уравнены в одинаковом равенстве бесправия перед

государством”.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся сжатое и сухое

изложение петровского периода. Краткость изложения основных фактов жизни и

деятельности Петра Великого переплетается здесь с обширным статистическим

материалом. Именно здесь можно найти многие интересные цифры, выражающие

некоторые экономические показатели того времени. Много внимания уделено

международному положению России и его изменению в связи с событиями

петровской эпохи. Словарь представляет собой интереснейшее дополнение к

другим источникам информации о деятельности Петра Великого.

История СССР, несмотря на то, что была издана в 1975 году, представляет собой

источник многих очень важных фактов и оценок. Учебник был написан для

исторических факультетов Вузов и в нём даётся серьёзный анализ всем событиям

петровской эпохи.

* * *

Пётр Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий) - первый император

всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея

Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С.

Матвеева. Пётр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его

второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична,

умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей. Таким

образом, при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу круга

родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с сыном и

роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не отличались физической

крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич Пётр цвёл

здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из братьев,

именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины, но этого

очень боялись

5

Милославские, и только страх перед царём Алексеем сдерживал проявления

семейной вражды.

Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных

переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А.С.

Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в Пустозёрск.

Положение матери Петра стало очень затруднительно.

ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА

Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали

учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек

учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой

шутовской коллегии пьянства.

Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же

начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов касался и

русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана

Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Пётр не терял

интереса к истории, придавал ей важное значение для народного образования.

До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской семье. Ему

было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был крёстным

отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в

большом московском дворце и заботился о его обучении.

Учился ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось

предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных листов”, то есть

картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за

границы. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с

которой знакомились старшие братья и даже сёстры Пётра под руководством

киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику,

диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский

язык. Но перед началом этого обучения царь Фёдор умер, и началась смута 1682

года. Из-за этого Пётр остался без систематического образования. До конца жизни

он игнорировал грамматику и орфографию.

СОБЫТИЯ 1682 ГОДА

Царь Фёдор Алексеевич умирает, не оставив наследников престола. По общему

мнению наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний Иван был

очень

болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Зная это, любимцы

царя Фёдора (Языков, Лихачёв и др.) устроили дело так, что сразу после смерти

6

Фёдора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего царевича Петра.

Однако, права царевича Ивана были нарушены и его родные не могли примириться

с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них были царевна Софья

Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против своих врагов

(Языкова и Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.

Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов дали список

“изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж. 15 мая 1682

года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела на

Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их стрельцам.

Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский дворец и на глазах членов

царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы

Натальи. Пётр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал

удивление твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце, он не

изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его

сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра, вероятно,

отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через

год 11-летний Пётр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.

Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от

правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя

(29-го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было

вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в

государственных делах.

ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ

За всё время регентства Софьи Наталья Кирилловна приезжала в Москву лишь на

несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном селе

Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть

знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным правительством

Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр разучился переносить какие-то

стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни было желания. Царица

Наталья, женщина “ума малого”, по выражению её родственника князя Куракина,

заботилась, по-видимому, исключительно о физической стороне воспитания своего

сына. Мы видим Петра окружённым “молодыми ребятами народу простого” и

“молодыми людьми первых домов”; первые, в конце концов, взяли верх, а

“знатные персоны” были отдалены. Весьма вероятно, что и простые и знатные

приятели детских игр Петра одинаково заслуживали кличку “озорников”, данную

им Софьей. Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела;

он рвётся из печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу

молодёжи из придворных служителей: забавляется, играет с ними: как все живые

дети любит играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села Преображенского

он построил себе “потешную” крепость - Пресбург и около неё собрал целую

дюжину “потешных” воинов. Сначала это был сплошной сброд, “преображенские

конюхи”, как выражалась Софья. Потом этой компании Пётр придал форму двух

солдатских полков (Преображенского - в селе Преображенском и Семёновского - в

соседском селе Семёновском), и понемногу из “потешных” полков у Петра

образовались настоящие полки, положившие впоследствии начало гвардии. Полевая

забава Петра получила широкие размеры и серьёзное значение. Пётр понял

важность военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому

искусству.

“Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней артифициальных”

появляется при Петре учитель-иностранец Франц Тиммерман. Сохранившиеся

тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях усвоить прикладную

сторону арифметической, астрономической и артиллерийской премудрости: те же

тетради показывают, что основания этой премудрости так и остались для Петра

тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда были любимыми занятиями

Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как

Пётр нашёл в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик (“дедушку русского

флота”) и научился плавать на нём, он весь ушёл в это дело и начал строить

суда на большом Переяславском озере. Многим это казалось пустой забавой.

Осуждали в Петре и его близость к немцам. Пётр часто бывал в немецкой

слободе, ведь именно там он мог найти объяснения многим непонятным для

русских людей вещам, например астролябии. Пётр особенно сблизился с

шотландцем Гордоном, генералом русской службы, учёным, и со швейцарцем

Лефортом, полковником, человеком очень способным и весёлым. Под влиянием

Лефорта Пётр привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, ни князь Борис

Алексеевич Голицын воспитатель Петра, ни его воспитатель Никита Зотов не

могли удержать молодого царя от кутежей и шумных пирушек.

Вследствие неблагоприятных условий детства Пётр остался без правильного

образования и вместо богословско-схоластических познаний приобрёл

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты