Контрольная: Макиавелли
Рязанский государственный медицинский университет
им. акад. И. П. Павлова
Юридический факультет
Контрольная работа
По истории политических и правовых учений
На тему: «Политико-правовая концепция Николо Макиавелли»
Выполнил:
Студент III курса з/о отделения
(на базе средне-специального
образования)
Курилин А. Н.
Рязань, 2004
МАКИАВЕЛЛИ, (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция,—22.6.1527, там
же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик.
Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской
республики, выполнял важные дипломатич. поручения. В 1512, после
восстановления тирании Медичи, был отстранён от службы и сослан в своё
поместье под Флоренцией. Наиболее значит, соч.: «Рассуждения по поводу первой
декады Тита Ливия» (1531, рус. пер. 1869), «Государь» (1532, рус. пер. 1869;
«Князь» в Соч., т. 1, 1934), «История Флоренции» (1532, рус. пер. 1973).
Макиавелли, страстный патриот, считавший, что бедствия Италии объясняются гл.
обр. политич. раздробленностью, создал теорию государства, способного, как он
полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным вкладом Макиавелли в историю
политич. идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских (а
не с теологических) позиций: он пытался раскрыть законы обществ, развития,
основываясь на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учёте
реальных фактов, реальной обстановки. К. Маркс относил Макиавелли к числу тех
политич. мыслителей, которые «...стали рассматривать государство человеческими
глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из
теологии». Макиавелли разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие
возможности человека. Согласно концепции Макиавелли, сильная личность способна
противостоять «фортуне», случайным стечениям обстоятельств (роль которых в
истории велика), противопоставив им свою энергию и проницательность (в идее
борьбы личной «доблести» — virtu и «фортуны» особенно ярко проявились черты,
характерные для взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рассмотрение
обстоятельств и умение изменять политику в соответствии с ситуацией способны
обеспечить успех правителям. Лучшей формой государства Макиавелли считал
республику, однако был убеждён, что итал. действительность (непрерывная вражда
между собой итал. государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требует
установления единовластия; только при сильном государе возможно создать
независимое итал. государство, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что
для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман,
предательство (впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий
политику, пренебрегающую законами морали). Макиавелли резко осуждал политику
феод, знати и особенно папства, приводившую к постоянным раздорам,
препятствовавшую складыванию единого итал. государства; вместе с тем он
опасался и «черни» (plebs), легко вовлекаемой в авантюры. Его симпатии — на
стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного населения итал. городов
(«народа» — populo). Как историк Макиавелли сделал важный шаг в развитии
историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь
событий. Макиавелли, убеждённый в неизменности человеческой природы,
рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов,
индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории Макиавелли считал
политич. борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба
социальная, классовая.
Макиавелли — автор карнавальных песен, сонетов, новелл и др. лит.
произведений. Наиболее выдающееся из них — комедия «Мандрагора» (рус. пер.
1924), резко бичующая нравы тогдашней Флоренции. Особым нападкам подвергнута
церковь с её лицемерием и растлением нравов. Отличительная черта комедии —
целеустремлённость, воля, активность её персонажей. Макиавелли обогатил
итал. литературу ясной, лаконичной, лишённой риторич. украшений прозой.
Макиавелли был «...первым достойным упоминания военным писателем нового
времени». В трактате «О военном искусстве» (1521, рус. пер. 1936) резко
критиковал систему наёмных войск, состоящих, по его мнению, из подонков
общества и занимающихся грабежом, и рекомендовал заменить наёмников
постоянной армией милиционного типа, построенной на основе всеобщей воинской
повинности и полностью подчинённой государю. «Жизненной основой всякого
войска» Макиавелли считал пехоту; кавалерия, полагал Макиавелли, должна быть
немногочисленной, хорошо обученной и экипированной. Макиавелли отводил гл.
роль в бою холодному оружию и недооценивал огнестрельное оружие, поскольку оно
в то время было несовершенным. Макиавелли требовал от армии высокой тактич.
выучки, слаженности, дисциплины, способности к быстрому манёвру, придавал
большое значение резервам. Стратегич. взгляды Макиавелли были непоследовательны
(он выдвигал в качестве гл. средства достижения победы то решит, сражение, то
измор противника). Многие положения Макиавелли заимствовал у Вегеция, нередко
механически перенося опыт армии Др. Рима в совершенно иную эпоху. В 1506— 1510
создал во Флоренции пешее и конное ополчение (до 20 тыс. чел.), имевшее единое
обмундирование и проходившее систематич. боевую подготовку (однако в 1512 оно
было разбито профессиональной исп. армией). Католическая церковь в 1559 внесла
сочинения Макиавелли в «Индекс запрещённых книг»
[1].
Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики,
имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли
относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой
передовой страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в
XII—XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с
развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и торговая верхушка
этих городов сумела, опираясь на народ, подчинить себе феодалов своего
округа, создать свою коммунальную государственность. Однако перемещение
главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в
других странах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли,
подрывали силы буржуазии итальянских городов. В Италии не сложилось единое
государство — на ее территории существовали городские республики, папское
государство, а также владения Испании. Раздробленная Италия подвергалась
нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной
реакции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска. После
установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности.
Последний период жизни он занимался литературной деятельностью. Кроме
сочинений на темы политические ("Рассуждения на первую декаду Тита Ливия",
"Государь", "О военном искусстве" и др.) и исторические ("История Флоренции")
его перу принадлежит ряд художественных произведений.
Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового
времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на
изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств
Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях
участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого
дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить
средства и способы действий, полезных в настоящем. "Чтобы знать, что должно
случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, —
пояснял Макиавелли, — что все человеческие дела делаются людьми, которые
имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно
должны давать одинаковые результаты".
Природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес
является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых
складываются их отношения, учреждения, история. Для того чтобы управлять
людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство
государства и его деятельность должны основываться на изучении природы
человека, его психологии и влечений. "Природа создала людей таким образом, —
писал Макиавелли, — что люди могут желать всего, но не могут всего
достигнуть". Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда
не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует рассчитывать
на худшее, а не на доброе и идеальное
[2].
В центре исследования Н. Макиавелли находится государство. Он создает
принципиально новую концепцию государства.
Он первым различает понятия "государство" и "общество".
Государство, по Макиавелли, — это политическое состояние общества, выражающее
отношения государства и подчинения, которые складываются между правителями и
подданными. Отношения властвующих и подвластных основаны на двух ресурсах —
любви и страхе подданных. Государство незыблемо, если правительство не дает
повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в
ненависть, а любовь — в презрение.
Причины возникновения государства Н. Макиавелли выводит из природы человека,
из естественной потребности в безопасности и гарантии частной собственности,
которые он назвал благами свободы. В лучшей степени эти блага гарантированы в
республике: "Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает
и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться.
Следствием этого оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом,
заботятся как о частных, так и об общественных интересах и что общее их
благосостояние на диво растет".
Будучи знатоком человеческой психики, Н. Макиавелли предостерегает правителя
посягать на имущество подданных, поскольку это неизбежно порождает
ненависть.
Он дает практический совет правителю: "Даже когда государь считает нужным
лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее
обоснование и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое
добро. Люди быстрее забудут смерть отца, чем потерю наследства".
Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым
состояние общества и соотношение борющихся сил, главным образом народа и
знати.
Н. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных
форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра и зла.
Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как "дурное во
всех отношениях" (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех
других писал, что они "хороши сами по себе" (монархия, аристократия,
демократия).
Согласно Н. Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства
клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому,
что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия
сменяется тиранией, тирания — аристократией, аристократия уступает место
олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь,
перерастает в охлократию (власть толпы).
Следует заметить, что к выбору формы Н. Макиавелли подходит конкретно-
исторически.
Если страна расколота на враждебные лагеря в результате борьбы аристократии и
народа, распрей между многочисленными кланами и группами, то ей больше
подходит монархия - как для объединения Италии в единые государства. Эту идею
он обосновывает в работе "Государь".
Когда государство объединено и наступил гражданский мир и процветание в
обществе, то дальнейший прогресс, по мнению Макиавелли, связан с республикой.
Об этом он пишет в "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия".
Наилучшей формой правления Н. Макиавелли считал умеренную республику,
сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии
(мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа
в управлении). Следует отметить, что умеренную республику он считал
результатом договора и средством согласования стремлений и интересов
борющихся социальных групп. "В каждой республике всегда бывают два
противоположных направления: одно - народное, другое - высших классов; из
этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы".
Стремление к безграничному господству одной социальной группы над другой
приводит к краху республики. Н. Макиавелли проводит историческую параллель
между Римской республикой и Флорентийской.
В Древнем Риме смешанная республика сложилась в результате борьбы и
компромиссов народа и аристократии, но их непримиримые распри вокруг
аграрного закона погубили республику. В истории Флоренции раздоры простого
народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала носили
бескомпромиссный характер. Этот антагонизм обусловил непрочность
Флорентийской республики.
Рассматривая государство как сферу реализации интересов и потребностей
различных групп и общностей, Н. Макиавелли обращал серьезное внимание на
средства и методы осуществления государственной власти.
Он создал концепцию эффективного лидерства, в основе которой лежит набор
принципов и правил (максим), которым должен следовать правитель, стремящийся
укрепить собственную власть и расширить границы государства.
Государства создаются и сохраняются не только с помощью военной силы, но и
опираясь на хитрость, коварство и обман. "Надо знать, что с врагом можно
бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый
способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто
недостаточно, то приходится прибегать и ко Сорому. Отсюда следует, что
государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя... -
поучал Макиавелли. - Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и
лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно надо быть подобным
лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков".
Государь не должен быть всегда верен договору. "Мы знаем по опыту, что в наше
время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать слово, и
умел, кого нужно, обвести вокруг пальца..."; "разумный правитель не может и
не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и
если отпали причины, побудившие его дать обещания".
Правитель должен знать, что ожидают от него подданные, и "постараться всеми
своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом
выдающимся".
Отношения с подданными государь должен основывать на любви и страхе. "Людей
следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за мелкое зло человек может
отомстить, а за большое - не может", - замечает Н. Макиавелли.
Причем жалость и благодеяния необходимо использовать по-разному. Все обиды и
жестокости надо учинять разумом, поскольку, "чем меньше их раскроют, тем
меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их
распробовали как можно лучше".
Дела, неугодные подданным, государь должен возлагать на других, а угодные —
исполнять сам[3].
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое
отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь
последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к
заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а
любовь — в презрение.
В центре внимания Макиавелли — реальная способность правительства повелевать
подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил,
практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и
стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему
практики итальянских и других государств.
Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность
личности и незыблемость собственности. "Человек, которого лишают какой-либо
выгоды, никогда не забывает этого: достаточно малейшей надобности, чтобы
напомнить ему это; а так как его надобности возобновляются с каждым днем, то
он вспоминает это каждый день". Самое опасное для правителя, неустанно
повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных — это неизбежно
порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и
ножа). "Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может
сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидна причина, но он
должен остерегаться посягать на чужое добро... Люди скорее забудут смерть
отца, чем потерю наследства".
Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли
называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его
учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике. В свободных
землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются:
"Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает и
приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться.
Следствием этого оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом,
заботятся как о частных, так и об общественных интересах и что общее их
благосостояние на диво растет".
Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и
круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает
предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме.
Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал
результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся
социальных групп. "В каждой республике всегда бывают два противоположных
Страницы: 1, 2